Формирование коммуникативных навыков
статья
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Филимонова Яна Евгеньевна, воспитатель
ГБДОУ №75Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Формирование коммуникативных навыков у
дошкольников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из ведущих приоритетов образования является социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.
Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста включают:
• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
• Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
• Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
• Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
• Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
• Коррекция нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.
Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
В играх дети овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами. Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Дети наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Таким образом, в ходе систематической целенаправленной работы дети к старшему дошкольному возрасту начинают лучше взаимодействовать друг с другом, договариваться, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата, считаться с интересами товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Формирование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля над произношением через использование ИКТ учителем-дефектологом в условиях новой образовательной среды.
Консультация для педагогов...
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, с несформированностью нравственно-эмоционально во...