Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_samostoyatelnosti.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, очень важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»
Давай будем одеваться. - Я сама! Я сама!
Пойдем, будем одеваться. - Я сама! Я сама!
Ну, идем, хоть причешу я. - Я сама! Я сама!
Ну, давай, хоть покормлю я. – Я сама! Я сама!
(«Я сама» И. Муравейка)
Часто по разным причинам, из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы (взрослые) стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Вот что думают об этом психологи. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослых, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.
Первый из них – негативизм, то есть не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он этого потребовал. Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни. И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
Я в своей родной квартире как на службе строевой.
Командир на командире, я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться. По приказу – умываться,
По приказу – одеваться, рано заправлять кровать.
По команде – есть садиться, по заданию – учиться.
По режиму – спать ложиться, по будильнику – вставать.
Теперь вам ясно, почему начал огрызаться я?
Конец терпенью моему – ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ!
(«Взрослым» М. Шварц)
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что они еще малы? Такой ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрыть на стол.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить по росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Памятка для родителей!
- Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребёнка;
- Поощряйте, хвалите своего ребёнка даже за небольшие достижения;
- Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет на примере как, что и в каком порядке делать;
- Нельзя торопить ребёнка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнить все спокойно, самостоятельно;
- Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он сам этого не попросит;
- Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка;
- В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример;
- Старайтесь использовать игровую ситуацию;
- Всегда поддерживайте доброжелательного эмоционального настроя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании"
Консультативный материал для родителей о воспитании у их детей самостоятельности в самообслуживании...
Консультация "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
Консультация "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства.Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, нап...
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшегодошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.«Я сама» И. МуравейкаДавай будем одеваться…Я сама! Я сама!Пойдем, будем умываться…Я сама! Я сама!Ну идем, х...
Консультация для родителей на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителейна тему«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Автор-составитель: Анникова Е.Н., воспитатель МБОУ «СОШ» №1г.Ки...
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильны...