Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
«Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 208.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование - городской округ
город Рязань Рязанской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 55»
ИНН 6231043524 ОГРН 1026201271799
390000, город Рязань, тел/факс (4912)25-39-73
ул. Павлова, д. 42 а e-mail: ds55.ryazan@ryazangov.ru сайт http://dou55.rzn-obr.ru
Консультация для родителей
«Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Рощина Е.Л.
Воспитатель высшей квалификационной категории
г. Рязань
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.
Основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Ребёнок дошкольного возраста не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, приобретет необходимые и доступные ему знания, практические навыки основ финансовой грамотности, сформирует внутреннюю социальную позицию представлений о том, какое место занимает экономика в окружающей его действительности.
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Формируйте у детей разумные потребности
- Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: оплата коммунальных счетов, покупка продуктов, одежды и др.
Составьте вместе с ребенком схему-коллаж, наглядно изображающую потребности семьи и предметы их удовлетворения (потребность в еде – продукты, потребность в жилье – оплата коммунальных расходов, потребность в одежде – вещи и т. п.).
Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств – куда важнее желаний ваших или его.
- Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.
Учите детей видеть связь между трудом и деньгами
Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает.
- Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь. Если существует возможность, возьмите ребенка с собой на работу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У корректора, редактора, ученого, писателя, архитектора устают глаза, ему много приходится читать,
писать, работать с чертежами; у полицейского – очень опасная работа» и т. д. У ребенка должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.
- Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы:
«Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.
Учите ребенка выбирать и покупать товар
- Совершите с ребенком совместный поход в крупный магазин. Покажите ему, где находятся различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки и т.п. Обратите его внимание на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество.
Расскажите ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортиться.
- Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена).
- Перед походом в магазин обсудите с ребенком, что вы будете покупать. Покажите ему еженедельные рекламные буклеты с товаром, который продается в магазине, и расскажите, как можно сэкономить деньги, покупая товары со скидкой.
Учите ребенка считать деньги
- Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с
уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает».
- Почаще берите ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, полученными родителями за труд.
- Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки, игрушки. Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.
Учите ребенка планировать семейный бюджет
- Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения.
- Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком-символом.
- Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки».
- В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы оказались пустыми?
- Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить.
- Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?».
Литература, которая поможет вам вырастить финансово грамотного ребенка
- Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
- Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.- сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
- Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
- Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: АРКТИ, 2001.
- Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.
- Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006. 11. Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Консультация "Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"1. Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясн...
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в дошкольной педагогике....
Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне....
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
laquo;Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детейдошкольного возраста»...
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Практические советы родителям дошкольников...
Консультация для родителей "Советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Информация для родителей дошкольников, как познакомить детей с понятием "Финансы", "Семейный бюджет". Стоит ли это делать в дошкольном возрасте....
Консультация для родителей "Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Уважаемые родители!Данные советы помогут Вам формировать финансовую грамотность у детей в семье. ...