Главная потребность ребенка
консультация (младшая группа)
"Девяносто процентов всего воспитательного процесса -- до пяти лет. После пяти -- перевоспитание". (А.С. Макаренко)
Есть нтересная восточная формула общения с ребенком: "До пяти лет -- как с царем. После пяти -- как со слугой, после пятнадцати -- как с другом". Это житейские наблюдения. В них заключен глубокий смысл. Народная педагогика -- кладовая, полная сокровищ, которые мы либо недооцениваем, либо подчас просто не знаем. Если исследовать причины отклонений, то, несомненно, начинать следует именно с упущений в возрастном подходе.
Фундамент будущей личности закладывается в дошкольный период.
"Все мы родом из детства", -- тонко заметил Антуан де Сент-Экзюпери.
Ранние детские годы программируют многие черты личности взрослого человека. Программируют, но не определяют фатально. У нас нет оснований списывать все недостатки воспитания человека на пороки дошкольного развития. И все-таки в дошкольный период формируется очень многое. Именно здесь возникают предпосылки будущих отклонений.
Что же нарушает нормальный ход нравственного развития ребенка? В самом общем виде -- серьезные недостатки семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnaya_potrebnost_rebenka_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 109.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей. Воспитатель Сизова И.Е.
Главная потребность ребенка
Девяносто процентов всего воспитательного
процесса – до пяти лет. После пяти –
перевоспитание.
А.С. Макаренко
Есть интересная восточная формула общения с ребенком: «До пяти лет – как с царем. После пяти – как со слугой, после пятнадцати – как с другом». Это житейские наблюдения. В них заключен глубокий смысл. Народная педагогика – кладовая, полная сокровищ, которые мы либо недооцениваем, либо подчас просто не знаем. Если исследовать причины отклонений, то, несомненно, начинать следует именно с упущений в возрастном подходе.
Фундамент будущей личности закладывается в дошкольный период.
«Все мы родом из детства», -- тонко заметил Антуан де Сент-Экзюпери.
Ранние детские годы программируют многие черты личности взрослого человека. Программируют, но не определяют фатально. У нас нет оснований списывать все недостатки воспитания человека на пороки дошкольного развития. И все-таки в дошкольный период формируется очень многое. Именно здесь возникают предпосылки будущих отклонений.
Что же нарушает нормальный ход нравственного развития ребенка? В самом общем виде – серьезные недостатки семейного воспитания.
Общение – главная потребность ребенка.
Ребенку нужно постоянное общение с родителями, в первую очередь с матерью. Английский психиатр Джон Боулби полагает, что отчуждение ребенка в возрасте до трех лет от матери сроком более чем на три месяца вызывает в его психике изменения, которые нельзя уже полностью устранить, которые и делают его склонным к асоциальному поведению. Лишенный материнской ласки, внимания и заботы, ребенок начинает тосковать, испытывать тревогу. Все это накладывает отпечаток на его личность в будущем.
Анализ сотен дел несовершеннолетних правонарушителей показал, что у 82% из них не было полноценного общения с родителями. Либо отсутствовал кто-то из родителей 9преимущественно отец), либо родителям некогда было заниматься детьми, либо психологическая атмосфера (скандалы, ссоры) не располагала к полноценному общению.
«Мать, помни, что ты главный педагог, главный воспитатель. От тебя зависит будущее общества» -- такими словами встречал замечательный советский педагог В.А Сухомлинский родителей в школе.
Мы много говорим о матери. Это не означает, что роль отца в воспитании меньше. Отсутствие отца приводит нередко к распаду психологического единства в семье. Лишает ребенка так необходимого ему чувства защищенности.
…Семья состояла из трех человек. Муж, жена, шестилетний сын. Сначала родители жили неплохо, затем начались ссоры. Жена упрекала мужа главным образом в нежелании помочь ей по хозяйству. Ссоры продолжались, и в конце концов муж ушел из семьи. Сын внешне принял это спокойно. Но уже через неделю мать стала замечать что-то неладное. Он потихоньку плакал, ночью ворочался, стонал, а еще через несколько дней мальчик сказал матери: «А знаешь, мама, пусть папа придет! Пускай лежит на тахте и читает газету…Если ему некогда со мной играть, и не надо… Я потерплю. Только пускай придет…»
В словах мальчика заметно проступает тоска по отцу, одно только присутствие которого наполняло жизнь ребенка важными для его душевного равновесия чувствами, создавало устойчивую атмосферу семьи.
Полноценное общение с ребенком предполагает не просто совместное пребывание. С ребенком необходимо играть. Ребенок гораздо сильнее привязывается к человеку, изредка играющего с ним, чем к тому деловито, но бесстрастно удовлетворяет его повседневные нужды: поит, кормит, меняет пеленки. Таков вывод российских и зарубежных исследователей. В игре ребенок познает мир, себя, окружающих, учиться искусству общения. Загруженные повседневными заботами, житейскими проблемами родители подчас забывают об этом и тем самым невольно создают предпосылки для будущих поколений.
Ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Он должен впитать в себя запас этой нежности в ранние годы своей жизни, чтобы потом суметь отдавать ее другим.
Само понятие ласки и нежности нельзя понимать однозначно. Есть внешняя, так сказать, чувственна сторона нежности, когда детей бесконечно обнимают, целуют. И такая форма ласки нужна. Она естественна и необходима как сама материнская, родительская любовь. Но это не единственный и не главный способ проявления чувств.
Речь идет о нежности. Которая связана со способностью родителей сопереживать состояниям своего ребенка. Сопереживать – это значит понимать душевное, физическое состояние ребенка, вовремя прийти ему на помощь, облегчить его страдания, помочь обрести равновесие. Сопереживать – это значит научить ребенка понимать состояние окружающих. Иными словами, истинная нежность родителей заключается в воспитании нежности у ребенка.
Стараясь создать своим детям розовое. Безоблачное детство, мы подчас забываем, что, ограждая их от наших взрослых забот, мы лишает их тем самым способности к сопереживанию.
«В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья. Ребенок должен уметь соизмерять свои желания с желаниями и возможностями родителей». Эти мысли Сухомлинского особенно актуальны сейчас, когда материальный и культурный уровень семьи в нашем обществе растет и родители имеют большие возможности удовлетворять бесконечно растущие запросы детей. между тем статистика дает тревожные цифры. По данным опроса, проведенного российскими учеными в одной из колоний для несовершеннолетних, выяснилось: из 145 опрошенных у 121 были хорошие материальные условия, у 100 – дружные родители, у 104 – родители постоянно контролировали своих детей, а к 95 детям родители всегда относились очень ласково, ни в чем не отказывали.
«Ни в чем не отказывали». Речь идет не только о материальных благах, но о такой бездумной любви, когда каждое желание ребенка удовлетворяется безоговорочно, когда родители пытаются «опередить», предвосхитить его потребности, когда ему не нужны никакие усилия для торможения своих чувств и стремлений.
Как бы ни был мал ребенок он должен знать, что сегодня у родителей плохое настроение, у мамы болит голова, у папы что-то не ладится на работе… и т.п. Это совсем не означает, что свое дурное настроение мы можем сорвать на детях, что наша головная боль или служебные неприятности должны лишать ребенка радости, удовольствий. Речь идет о разумном подходе, об исключении крайностей.
Разумное ограничение сиюминутных требований ребенка жизненно необходимо. Это своего рода профилактика капризов, воспитание выдержки, способности к торможению. И в отказе взрослых удовлетворить какие-то требования ребенка он должен увидеть не произвол взрослого, не желание постоянно «воспитывать», а жизненную необходимость и даже находить своеобразное удовольствие в отказе от собственных желаний. Этого не так просто добиться. Но стремиться к этому следует обязательно. Во имя самого ребенка!
В воспитании дошкольников всегда следует помнить закон, который условно можно обозначить так, -- закон равновесия и компенсации. Суть его состоит в следующем: слишком много только радостных переживаний или только отрицательных деформирует личность. Они должны как-то уравновешивать друг друга. Когда мы сталкиваемся с постоянно угрюмым, замкнутым ребенком, то среди множества причин, сформировавших такой характер, может быть и болезнь. Но не исключено, что это ребенок, рано лишившийся радости. Когда мы сталкиваемся с верхоглядом, с легкомысленным, несерьезным подростком, то среди многих других причин возможна и еще одна: слишком легкое, безоблачное детство, бесконечное «скакание на одной ножке».
Это полярные случаи. В жизни все не так просто. «Детей нет, -- писал замечательный польский педагог Януш Корчак, -- есть люди, только с иным масштабом мыслей и чувств. Помни – мы их не знаем…» Ничто у ребенка проходит бесследно. И слезы, и смех. Все это как-то отпечатывается и хранится в его сознании, в эмоционально-волевой сфере.
Использованные источники:
Статьи доктора педагогических наук, профессора по исследованию проблем воспитания – Белкин А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для оптимального удовлетворения познавательных потребностей ребенка (из опыта работы)
В статье дано описание опыта по созданию условий, необходимых для оптимального удовлетворения познавательных потребностей ребенка в ДОУ, а также по организации воспитательно-образова...
Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании
Порой мы даже не замечаем, какие серьезные ошибки мы делаем "на благо" детей! В статье рассмотрены наиболее частые заблуждения и ошибки родителей которые "хотят как лучше,а получается..."...
Советы родителям «Движение — это потребность ребенка, залог его здоровья и физического развития».
Часто родителей раздражает чрезмерная двигательная активность ребенка. Не спешите с запретами, помните, что движения являются биологической потребностью растущего организма. Надо не подавлять двигател...
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА НА НАСЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА...
«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...
Как вырастить счастливого, успешного ребенка: понять 10 главных потребностей детей
В данной статье описываются 10 важнейших потребностей ребенка, удовлетворяя которые, родители помогут ему вырасти успешной и счастливой личностью....
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...