Учимся играя. Использование развивающих игр для развития дошкольников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Задумайтесь, насколько важно для Вас видеть, как растут и развиваются ваши дети. Насколько важно ребёнку для своего развития узнавать и изучать мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развивающие игры | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся играя. Использование развивающих игр
для развития дошкольников
Задумайтесь, насколько важно для Вас видеть, как растут и развиваются ваши дети. Насколько важно ребёнку для своего развития узнавать и изучать мир. Мир, богатый красками, звуками, событиями; мир, состоящий из предметов, которые так хочется пощупать, покрутить, попробовать на зуб; мир, который был бы неполным без неосязаемых элементов: активной деятельности ума, причудливой игры фантазии или неумолимой строгости логики. В раннем возрасте развитие ребенка идёт бурными темпами, для него недостаточно просто видеть и слышать мир. Малыш открыт для получения информации, для накопления жизненного опыта. И помогают ему в этом грамотно подобранные хорошие игрушки.
Нужно признать, что сегодня родителям нелегко. Выбор игрушек огромен. И трудно заранее предсказать, понравится ли ребенку та или иная игрушка. Яркие, красочные игрушки со световыми и звуковыми эффектами, как правило, привлекают ребенка, но не редко интерес к таким игрушкам угасает уже через несколько дней, а иногда и минут. Связано это с тем, что за такой короткий срок ребенок успевает изучить игрушку полностью, понять принцип ее работы и все - больше она ему неинтересна. Есть другая категория игрушек, с которыми каждый раз получается новая игра. Такие игрушки дают простор для развития ребенка. Среди таких игрушек и куклы, и машинки, и конструкторы, и различные обучающие игры, такие как, например, игры Никитина, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизнера. Развивающие игры не всегда с первого раза привлекают ребенка, не каждого заинтересует, например, непонятный набор деревянных кубиков. С такими игрушками ребенка надо познакомить, показать ему их потенциал. Зато, если Вам удастся заинтересовать ребенка, то к этим играм можно возращаться в течение нескольких лет .
Логические блоки Дьенеша
Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:
- - цвету - синие, желтые, красные,
- - форме - круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,
- - размеру - большие, маленькие,
- - толщине - тонкие, толстые.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Число игр с блоками Дьенеша велико. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий", "такой же","не такой".
Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам. Игры, где предлагается кодировать - декодировать свойства блоков с помощью специальных символов.
В комплект входят методические указания по использованию блоков. В указании приведены примеры упражнений с блоками Дьенеша, все упражнения представлены в форме интересных игр, которые наверняка заинтересуют ребенка.
- «Давайте поиграем» (игры с родителями).
- «Дорожка». Выкладывание дорожки из фигур, отличающихся по одному, двум, трем признакам (только по форме; по форме и цвету; по форме, цвету и размеру).
- «Домик». Игры с одним , двумя, тремя обручами.
- «Найди клад». Нахождение фигур по карточкам - символам.
Чтобы помочь разнообразить занятия с Блоками Дьенеша,
отдельно выпускаются альбомы с заданиями к Блокам Дьенеша:
- Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей от 2 до 3 лет) .
Альбом является дополнением к набору Логические Блоки Дьенеша (сами Блоки в комплект не входят). Вместо Блоков можно использовать плоские фигуры, вырезанные из картона (можно сделать самим). Приложение адресовано самым маленьким детям 2-3 года.
В альбоме 14 страниц с красочными изображениями. Предлагается "оживлять" картины художника, делая их объемными. Для этого нужно выбирать подходящие по цвету и форме блоки и накладывать их на изображение.
Занимаясь с альбомом, можно в игровой форме познакомить ребенка с основными цветами и геометрическими формами. Выкладывание блоков на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка, учит внимательности и аккуратности ведь блоки ничем не крепятся, а значит нужно делать все осторожно, чтобы не сдвинуть ранее положенные блоки.
- Давайте вместе поиграем (для детей 3-7 лет).
Объемные блоки Дьенеша в комплект не входят. Часть предлагаемых игр может проводиться с плоскими логическими фигурами (входят в комплект), без использования блоков Дьенеша, для других нужны блоки Дьенеша.
- Лепим нелепицы (для детей с 4 лет).
На каждой странице альбома приведена картинка, которую нужно выложить из блоков Дьенеша. На первых картинках, которые подойдут для самых маленьких, нужно просто положить блок на соответствующее изображение. На следующих картинках блоки, составляющие картинки зашифрованы специальными знаками, принятыми при обозначении блоков Дьенеша (например, большой, тонкий, красный квадрат). Каждая картинка сопровождается стихотворением-небылицей, что делает занятия более веселыми и увлекательными. Например, на картинке с петухом и лягушкой.
- Поиск затонувшего клада (для детей 5-8 лет) .
Игра Поиск затонувшего клада отличное подспорье тем, кто начинает изучать сложение и вычитание. Оказывается решать примеры вовсе нескучно, а помогут разнообразить занятия блоки Дьенеша.
Итак, нужно найти драгоценные камни, обладающие чудесными свойствами. Каждый камень (блок) может быть определен по 4-м признакам (цвет, форма, размер, толщина). Эти признаки зашифрованы с помощью знаков-символов, а чтобы определить эти знаки, нужно решить примеры на сложение и вычитание (рис.2). Т.е последовательность действий следующая:
1. Решить пример.
2. На основе ответа выбрать значок, обозначающий свойство камня (форма)
3. Повторить пункты 1-2 для 2,3,4-го свойства камня.
4.Выбрать камень (блок), обладающий 4-мя найденными свойствами.
- Праздник в стране блоков (для детей 5-8 лет).
- Спасатели приходят на помощь (для детей 5-8 лет).
Цветные счетные палочки Кюизенера
Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на 1,2,3 .., научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Палочки можно также использовать для составления различных изображений (принцип мозаики).
- «Давайте поиграем» ( игры с родителями).
- Выкладывание «числовой» лесенки; состав числа шесть из двух меньших чисел.
Альбомы с заданиями к палочкам Кюизенера:
- Волшебные дорожки - для самых маленьких 2-3 года.
Альбом является дополнением к набору цветных счетных палочек Кюизенера (сами палочки в комплект не входят). Приложение адресовано самым маленьким детям 2-3 года.
В альбоме 13 листов с красочными изображениями. Предлагается "оживлять" картины художника, делая их объемными. Для этого нужно выбирать палочки подходящие по цвету и накладывать их на изображение. Сложность заданий увеличивается.
Занимаясь с альбомом, можно в игровой форме познакомить ребенка с основными цветами, основами счета. Выкладывание палочек на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка, учит внимательности и аккуратности ведь палочки ничем не крепятся, а значит нужно делать все осторожно, чтобы не сдвинуть ранее положенные палочки.
- На золотом крыльце ... - для детей от 3 до 9 лет.
Предлагается несколько типов заданий, в большинстве заданий необходимо выложить из палочек картинку, последовательно накладывая их на изображение:
- Исходный рисунок состоит из цветных полосок, соответствующих палочкам,
- Приведенные рисунки черно-белые, но разбиты на полоски, соответствующие палочкам (масштаб 1:1),
- Приведенные рисунки черно-белые, разбиты на полоски, но размер полосок не совпадает с размером палочек. Каждая полоска на рисунке пронумерована. Выбор цвета палочки, соответствующей полоске, осуществляется по цифре ("декодирование", по цифре определяется цвет),
- Приведен только контур рисунка, предлагается самостоятельно заполнить рисунок палочками,
- Продолжить узор, предлагается увидеть закономерность в узоре и выкладывать палочки в соответствии с ней.
- Дом с колокольчиком 3-5 лет .
Ребенку предлагается "оживлять" картины художника, делая их объемными. Для этого нужно выбирать палочки подходящие по цвету и накладывать их на изображение. Сложность заданий увеличивается.
Занимаясь с альбомом, можно в игровой форме познакомить ребенка с основными цветами, основами счета. Выкладывание палочек на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка, учит внимательности и аккуратности, ведь палочки ничем не крепятся, а значит нужно делать все осторожно, чтобы не сдвинуть ранее положенные палочки. Занятия с альбомом не ограничиваются механическим выкладыванием картинок. Обсудите с ребенком, кто изображен на картинке, из какой сказки этот герой, предложите составить небольшой рассказ по картинке.
- Посудная Лавка - для детей 5-8 лет.
Предлагается 3 различных игры:
- Конструирование посуды по каталогу образцов. Рисунки образцы приведены в "натуральную величину". Можно "собирать" рисунки, накладывая палочки непосредственно на листы с заданиями.
- Конструирование посуды на чистых листах в соответствии с инструкциями по краям рисунка (аналог японского кроссворда). Цифра по вертикали показывает - сколько клеток слева нужно отступить, цветной квадратик - какого цвета палочку положить в этой строке. Аналогично, цифра по горизонтали показывает, сколько клеток сверху нужно отступить, цветной квадратик - какого цвета палочку положить в этом столбце.
- Завершаем замысел автора. На рисунке-задании приведена только половина рисунка, вторая половина выкладывается самостоятельно симметрично первой.
Игры Никитина
Одним из разработчиков развивающих игр был Борис Павлович Никитин, который предложил методику развития ребёнка через игру. Суть идеи сводится к тому, что наиболее важный период для интеллектуального развития – это самый ранний дошкольный возраст, который важно не упустить. В это время жизни для ребёнка особенно важны игры, так как развитие способностей ребёнка наиболее эффективно происходит в игровом процессе. Никитин разработал разнообразные игры, которые способствуют развитию усидчивости, внимания, фантазии, пространственного воображения, аналитических способностей. Немаловажно и то, что ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным. В нашем магазине представлен широкий спектр развивающих игрушек из серии «Игры Никитина», ориентированных на обучение в процессе игры:
- Игры Никитина. Собери квадрат.
В этой игре предлагается собрать квадраты из частей, на которые он разрезан. Игра существует в 3 вариантах (по уровню сложности). Их отличие в большем количестве деталей и вариантов разреза квадратов. Игра способствует развитию воображения, логики, мелкой моторики рук.
- Игры Никитина. Дроби .
В составе этого набора: 3 доски, с двумя вырезанными кругами и 6 цветных кругов (1 целый и 5 составных, полученных из долей круга). Во время игры ребенок складывает целые круги или их сектора, что позволяет обучить его понятию дробей, а также помогает понять, как сравниваются дроби. В ассортименте есть две версия игры: Дроби 1 и 2 категория, которые отличаются количеством элементов.
- Игры Никитина. Кубики для всех.
Цель каждого задания собрать указанную фигуру из 7 объёмных разноцветных элементов. К игре прилагается книжка с 61 заданием. С первыми заданиями справится и маленький ребенок, а над сложными придется подумать и многим взрослым. В процессе игры ребёнок развивает аналитические способности, внимание и фантазию.
- Игры Никитина. Сложи узор.
Игра состоит из 16 кубиков. У каждого кубика четыре грани окрашены одним цветом: белый, синий, красный, жёлтый; две грани – двухцветные: бело-красная и сине-жёлтая. Задача состоит в составлении узоров различной сложности. Для совсем маленьких можно использовать рисунки в масштабе 1:1, чтобы малыш мог составлять узоры, выкладывая кубики на изображение. Для возраста постарше представлены тематические задания: зоопарк, предметы, цифры, квадраты, русский и латинский алфавит. Разумеется, у ребёнка есть свобода для проявления своей фантазии и создания собственных узоров.
- «Давайте поиграем» ( игры с родителями).
- Выкладывание цветных дорожек; выкладывание фигур из четырех кубиков, пяти кубиков «Цветочная поляна». Показ цветных схем по уровням сложности.
Показ самодельных игр «Сложи узор»; самодельных схем.
- Игры Никитина. Уникуб .
В набор входит 27 кубиков, грани которых окрашены в три цвета (красный, жёлтый и синий), и инструкция со схемами фигур разной сложности. Естественно, возможности по составлению конструкций из кубиков не ограничены приведёнными схемами и оставляют возможность ребёнку фантазировать при создании новых фигур.
Игры Воскобовича.
- Квадрат Воскобовича двухцветный.
Квадрат Воскобовича похож на многоразовый квадрат для оригами. На тканевую основу наклеены треугольники из плотного картона. Квадрат можно сгибать по любой линии между треугольниками.
Стороны Квадрата разных цветов (зеленая и красная). Предлагается собирать из Квадрата различные фигуры (складывая Квадрат по линиям сгиба, до получения нужной фигуры). В приложении приведена пошаговая инструкция по сборке 19 фигур. Есть плоские и объемные фигуры. Но сложить можно значительно больше фигур, дело за воображением.
Занятия с квадратом Воскобовича развивают логику, пространственное воображение. Игра очень компактная, и ее удобно брать в дорогу.
После того, как ребенок хорошо познакомится с двухцветным квадратом, можно предложить ему более сложный вариант игры.
- Квадрат Воскобовича четырехцветный.
Чудо – крестики.
Игра Чудо-крестики 1 представляет из себя планшет (147х208 мм), с вырезанными отверстиями в виде креста (4 шт), полукруга (2 шт) и круга. Для каждого отверстия есть вкладыш. Один вкладыш в виде крестика - целый, 3 другие разрезаны на 2,3 и 4 части.
Предлагается 2 игры:
- Составление крестиков из частей. Легче это делать в рамке, для усложнения задания можно предложить ребенку составить крестик на столе.
- Составление различных фигур из деталей вкладышей. В состав игры входит альбом с изображением 50 фигур. Можно предложить ребенку придумать свои фигуры.
Игра Чудо-крестики развивает воображение, умение "читать" схемы, составлять целое из частей.
- «Давайте поиграем» ( игры с родителями).
- Сказка о путешествии квадрата».
- Изготовление двухцветных квадратов Воскобовича.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологий интеллектуального развития дошкольников»
Подборка диагностических методик для определения интеллектуального уровня развития ребенкаТест для дошкольника: что я знаю о школе?Как обращаются к учителю?Как привлечь к себе внимание, если нуж...
Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников
Развивающие математические игры, как средство умственного развития дошкольнико Особая роль в умственном воспитании, раз...
Мастер-класс с элементами деловой игры «Использование развивающих игр в образовательном и воспитательном процессе»
Мастер-класс с элементами деловой игры «Использование развивающих игр в образовательном и воспитательном процессе» Цель проведения: поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии ...
«Развивающие компьютерные игры и пособия. Возможности их использования для речевого развития дошкольников»
Уважаемые педагоги! Вам уже известно, что применение ИКТ в учебно-воспитательной работе в детском саду – это новейшая и актуальная проблема российской педагогики....
Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников
РЕЧЕВЫЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ...
"Развивающие математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников"
Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, бол...
Развивающие игры: ключ к гармоничному развитию дошкольников
В данной статье рассматривается роль развивающих игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Описывается, как развивающие игры способствуют физическому, когнитивному, социальному и языково...