Развитие мышления у детей дошкольного возраста
статья
Мышление — это когда что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, делаем выводы.
Как это работает
Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.
Мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.
Наглядно-действенное — когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется.
Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день.
Наглядно-образное — представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать.
Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)?
Словесно-логическое — мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам, что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание).
Теоретическое мышление — любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях.
Практическое мышление — поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать.
Творческое мышление — это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_myshlenie_doshkolnikov.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развивать мышление дошкольников
Ключ к их развитию — игровой формат. Никакая мотивация и «кем станешь, когда вырастешь» тут не работают. Только игра сможет по-настоящему увлечь ребенка.
Рассмотрим пять приемов на развитие мышления
Разложить картинки на группы
Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.
Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное — тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.
Собрать конструктор
Предложите ребенку составить разные фигурки из конструктора — в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше.
В процессе подбора фигурок без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.
Отметить общий признак
Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:
огурец, брокколи, кабачок, редис — овощи;
мухомор, подберезовик, лисичка — грибы;
береза, дуб, сосна — деревья.
Поиграть в «Слова наоборот»
Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:
существительные (смелость — трусость);
прилагательные (смешной — грустный);
глаголы (открыл — закрыл).
Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов — за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.
Поиграть в «Угадайку»
Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:
цифры, стрелки — часы;
уши, хвост, хобот — слон;
буквы, картинки, бумага — книга.
Сочинить историю
Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот...». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.
Назвать различия
Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.
Поиграть в «Странные вопросы»
Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:
Что лучше: яблоко или дыня?
Что мягче: рука или нога?
В чем польза жирафа?
В ответе должно быть как минимум три аргумента.
Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.
«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:
Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».
Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.
Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.
Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование обра...
Научная статья "Развитие мышления у детей дошкольного возраста"
У детей дошкольного возраста значительную роль играет действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметные изменения. Круг мыслительных задач в этом возрасте расширяется особ...
Картотека игр на развитие мышления для детей дошкольного возраста
Игра - любая игра! - развивает творческие и мыслительные способности малыша, учит и терпению, и настойчивости, развивает чувство юмора.Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным зан...
Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста
Конструктивные игры для детей 3-4 го года жизни.«Геометрические фигуры»Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышк...
Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста
Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста...
Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста
В картотеке представлены игры для развития мышления у детей дошкольного возраста. Подобранные игры и задания позволяют сделать работу ребенка более динамичной, насыщенной и менее утомительной, а значи...
Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению и игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста...