Подготовка детей к школе
материал

Бурова Елена Юрьевна

Подготовка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola.docx277.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 281

Дошкольное отделение № 2

П О Д Г О Т О В К А     Д Е Т Е Й    К    Ш К О Л Е

Воспитатель: Бурова Е. Ю.

2020

ПОДГОТОВКА   К   ШКОЛЕ

Подготовка к школе – самая ответственная работа для дошкольника. Взрослые (родители и воспитатели) должны все усилия направить на освоение детьми базовых дошкольных знаний. В противном случае ребенок будет чувствовать себя некомфортно в первом классе, в дальнейшем может пропасть желание учиться вообще и, к тому же, развиться невроз.

Подготовка к школе должна проходить по нескольким направлением.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Джордано Бруно

Значение развития тонкой моторики

Тонкая (мелкая) моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.

Очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, поэтому нужно упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти. Над этим надо работать все оставшееся до школы время.

В первую очередь развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием, так как мелкая моторика развивается, если развита крупная моторика. Поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой. В нашем детском саду этому уделяется большое внимание. Ежедневные упражнения, прогулки все свободное от режимных моментов время, специальные упражнения во время занятий физической культурой.

Далее, необходимо ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

А когда наступит лето, нужно собирать ягоды, выпалывать сорняки и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степени развития мелкой моторики. Если ребенку удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно 1, 2 пальца и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

Способы развития тонкой моторики

Гимнастический способ

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы 3, 2, 1, 5, 4. Выполнять каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем – двумя руками одновременно.
  5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и т.д. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
  6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке.
  7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
  9. Положить на стол 10  - 15 карандашей и палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо брать карандаши по одному. Вместо карандашей можно собирать пуговицы, горошины и другие мелкие детали.
  10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняются движения таким образом: сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  11. 2 шарика с грецкий орех покатать между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.
  12. Перекатывать шарики пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
  13. Касаться кончиками пальцев попарно с большим то в одну, то в другую сторону.

Графические упражнения для подготовки

руки ребенка к письму

Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.

Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?

Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.

  1. Обвести контур рисунка, не отрывая руки от бумаги.

  1. Упражнение «Узнай, кто я» - соединить точки, угадать, кто нарисован.

  1. Попади мячом и сбей палочку.

  1. Пройди по лабиринту.

                                                                     

  1. Попади мячом в баскетбольную корзину.

  1. Езда по извилистой дороге.

  1. Проведи корабль, чтобы он не сел на мель

  1. Попади из лука в центр мишени.

                                                                                   

  1. Пройди по лабиринту.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить.

Сделать из палочек

  1. Домик.
  2. Флажок.
  3. Цветок.
  4. Геометрические фигуры.
  5. Елку.
  6. Цифры, буквы.

Игры с мячом

  1. Ведущий бросает мяч и называет животного. Ребенок вспоминает другого животного и бросает мяч обратно. То же с фруктами и овощами.
  2. Ведущий бросает мяч и называет животное. Ребенок возвращает мяч и говорит, как говорит это животное.

Упражнения на внимание

  1. Запомни свое место. Дети запоминают свое место, расходятся, по хлопку возвращаются. Победитель тот, кто ни разу не ошибся.
  2. Расставь посты. Ребята маршируют по заданной траектории. По хлопку первого ребенка последний останавливается, остальные маршируют дальше.
  3. Повторение нескольких слов типа: стол, часы, яблоко, петух. Повторить сразу и потом через некоторое время.

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы на развитие мелкой моторики.

Развитие речи

Чтобы комфортно чувствовать себя в школе, ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, взрослыми. Для этого дети должны знать и понимать значение около 5 тысяч слов. Но на практике современные дошкольники в большинстве своем (более 60 %) имеют в обращении меньше 1 тысячи слов. Почему так получается?

Самое главное – это отсутствие общения с друзьями, родителями. Причина – большое количество гаджетов. Родителям удобно, чтобы дети сидели перед экранами телевизоров, компьютеров, были заняты общением в соцсетях, игрушками в телефонах и т.п. Сами взрослые, как правило, сами заняты аналогичным времяпровождением. Поэтому дети не умеют общаться, не умеют договариваться. В игрушках все просто: не нравится – убей! Это дополнительно калечит психику.

В детском саду детей учат говорить. Ежедневно во время организованной деятельности воспитатели учат правильно соединять слова в предложениях, предложения соединять в рассказы. Выразительность этих рассказов зависит от словарного запаса. Необходимо использовать не только существительные и глаголы типа «я пошел», но и прилагательные, наречия и все остальные части речи. Мы также подсказываем, как надо пересказывать текст, составлять рассказы по картинкам.

Логопед работает с теми детьми, у которых есть проблемы в правильности произношения. Таких детей очень много. Родители «жалеют» своих детей и иногда до 4 -5 лет поят из бутылочки, кормят из ложечки и протирают пищу. Нет развития челюстного аппарата, язык не слушается. В данном случае необходима просветительская деятельность среди родителей. Но здесь мы сталкиваемся с полным непониманием со стороны родителей. Каждый из них считает своего ребенка вундеркиндом и не идет на контакт. Это ювелирная ежедневная работа.

В нашей ежедневной работе необходимо использовать игровые моменты, чтобы детям было интереснее знакомиться с нюансами родного языка. Существует очень много игр, связанных с развитием речи.

     

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Использованная литература

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2006.

Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. Ильина М.Н. Дельта, С.-Петербург, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу

Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...