Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Сидорова Светлана Николаевна

Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников»

Готовность к обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную зрелость и физическое здоровье детей. «Школьная зрелость» - это тот уровень психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Первыми педагогами детей являются родители, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития. У ребенка отчетливо выражены потребность в общении, признании, в различных видах деятельности. Надо радоваться любознательности детей, их вопросам «Что? Как? Почему?». Ведь это первая ступенька к знанию, к активному и разумному участию в жизни.

А что вообще значит – «готов к школе»? Можно ли определить эту готовность, если да, то как, и когда это лучше сделать? Попробуем разобраться.

Определять «школьную зрелость» за неделю до первого сентября поздно. Уже нет времени что-то исправить, «подтянуть», потренировать, чему-то научить. Оптимальный срок – примерно за год до школы. Но прежде давайте условимся: при самых отрицательных результатах нельзя упрекать ребенка, жаловаться на его «тупость» родственникам и знакомым или подчеркивать какие-то его «неумения». Все проблемы в знаниях и умениях не его, а Ваша вина, и нужно не упрекать его, а создать все условия для помощи.

Итак, приступим. Сначала давайте проверим уровень речевого развития. Это не сложно: попросите ребенка составить рассказ по картинке или по серии картинок. Прекрасно, если ребенок умеет связно, без искажений и неправильных сочетаний рассказать «историю». При несформированности связной речи дети, как правило, называют отдельные предметы, но не могут составить предложение. Необходимо обратить внимание на звукопроизношение.

Не менее важно определить, умеет ли ребенок различать звуки, выделяет ли их в словах. «Поиграйте» с ним в «звуки». Сначала приготовьте карточки с изображением предметов. Положите перед ребенком 10 карточек и попросите отложить те карточки, где в названии предметов есть определенный звук, например «Ш»; потом можно попросить отложить карточки, где в названии предметов встречаются другие звуки, гласные и согласные. Не раздражайтесь, если нужно, повторите задание, не торопите его, не прерывайте по ходу работы, даже если он делает что-то не правильно. Лучше спросить: «Закончил? Давай проверим, правильно ли ты сделал. Что на этой картинке Ш-шапка» (выделяя голосом звуки, которые надо услышать).

Может быть и так, что после первой неудачи, особенно если Вы не будете достаточно терпеливы, ребенок откажется: «Не хочу, мне не интересно». Не настаивайте, но такой быстрый отказ свидетельствует о необходимости регулярных и систематических (но не продолжительных) занятий. Это значит, что работа по определенной инструкции еще не доступна вашему малышу. Может быть, стоит ее видоизменить, внести больший элемент игры. В ходе этих занятий Вы получаете и возможность проверить способность ребенка сконцентрировать свое внимание на определенном задании.

Можно провести такие игры:

«Отгадай, какой звук можно петь в слове кот?» (сыр, кит, лук…).

«Кто больше назовет слов со звуком «К» (кошка, куры, кран…).

«Назови слова с гласным звуком «А» в начале, в середине, в конце слова» (астры, сад, утка).

«Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «лес» - слон – нора – аист и т.д.

«Отгадай, какие одинаковые звуки в словах «лук» - «мак»?

Произнеси слово «зубы» по частям. Скажи это слово шепотом.

Назови слова, которые состоят из двух частей (о-сы, шу-ба).

Кто больше назовет слов, в которых первая часть «Са» (Са-ша, са-ни …).

Кто больше назовет слов, в которых последняя часть «Ша» (Ма-ша, ка-ша).

Придумай слова, похожие на слово «кукушка» (лягушка, подушка…).

Каким звуком отличаются слова «тачка» - «дачка», «трава» - «дрова»?

Назови слова со звуком «Р», «Л», со звуками «Р», «Л».

Все эти игры ребенок может освоить до школы. Их можно изменять, усложнять. Но занимаясь с малышом помнить: все задания выполняются не только ребенком, но и взрослым. Не забывайте похвалить его за то, что сегодня отвечал лучше, чем вчера. Если Вы заметили, что ребенок начал утомляться и потерял интерес – прекратите игру.

Важное значение для успешного обучения в школе имеет уровень развития памяти ребенка. Проверить так называемую механическую память довольно просто. Для этого нужна спокойная обстановка, а задание может быть таким: «Постарайся запомнить слова, которые я назову, а потом повторить их мне. Затем, не торопясь, ровным голосом нужно прочитать 10 слов, например таких: год, лес, мёд, брат, слон, мяч, окно, сын, мыло, рука.

Прочтя все слова, нужно попросить ребенка повторить их, затем это же задание можно повторить еще 3 раза. Важно делать все спокойно, не дергать ребенка, не торопиться, ведь ребенок не может запомнить все слова. Похвалите его за то, что он смог запомнить. Если ребенок сразу вспомнил не менее 5 слов, а после 3-х кратного повтора - 9-10, если не было провалов после какого-либо повтора и, если через час он забыл не более 2-х слов, то у него хорошая память. А если Вас не удовлетворили результаты, нужно разобраться в причинах и оказать ребенку необходимую помощь.

Существуют специальные тесты, по которым психологи проверяют готовность ребенка к школе. Определяют начальные умения учебной деятельности, широту кругозора, способность логического запоминания, желание ходить в школу и систематически выполнять задания.

Я приведу Вам некоторые выдержки из характеристики ребенка перед поступлением в школу:

* устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру;

* инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности (игра, конструирование, рисование и т.д.);

* активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (способность договариваться, учитывая интересы других, умение сдерживать эмоции и т.д.);

* способность к фантазии, воображению;

* развитие речи, активность в движениях;

* волевое начало (способность достигать цели, качественно выполнять задание);

* социальное поведение (может выполнять инструкции педагогов, следовать установленным правилам);

* развитие познавательной способности, интерес к познавательной литературе и т.д.

Родителям надо ориентироваться на то, что их дети придут в обычную массовую школу, где они должны овладеть программой начальной школы. Следовательно, уровень их готовности должен соответствовать требованиям программы.

В целях определения готовности детей к школе проведите с ними беседу по следующим вопросам:

Назови свою фамилию, имя, отчество. (1 балл)

Назови имя и отчество папы и мамы. (1,5 балла)

Сколько тебе лет? Сколько будет через год? (1 балл)

Когда ты завтракаешь? (утром или вечером) (1 балл)

Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? (1 балл)

Назови свой домашний адрес. (1,5 балла)

Кем работает твой папа? А мама? (1 балл)

Какое сейчас время года? Почему? (1 балл)

Почему снег бывает зимой, а не летом? (1 балл)

Что делает почтальон? Врач? Учитель? (1 балл)

Тебе хочется идти в школу? Почему? (1 балл)

Покажи свой правый глаз. Левое ухо. (1 балл)

Для чего нужны глаза, уши? (1,5 балла)

Что больше 8 или 5? 5 или 3? (1,5 балла)

Посчитай от 6 до 9. От 5 до 3.

Какого цвета этот карандаш, платье, ленточка? (1 балл)

Сколько недель в месяце? (1 балл)

Сколько месяцев в году? (2 балла)

Назови дни недели. (2 балла)

Зачем в школе звонок, парта, портфель? (1,5 балла)

Назови домашних животных. (1,5 балла)

Назовите домашних птиц. (1,5 балла)

Назови овощи, фрукты. (1,5 балла)

Какие ты знаешь сказки? (1 балл)

Какие буквы ты знаешь, покажи их. (1,5 балла)

От 18 баллов – высокий уровень развития, от 13 до 18 – средний, до 13 – низкий. (Г.А. Широкова. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону, 2008).

Можно задать детям и такие вопросы:

Какого человека ты считаешь плохим? Какими словами ты это можешь сказать?

Как называются машины, которые ты видишь на улице?

Какие комнатные цветы ты знаешь?

Какие деревья растут в нашей местности?

Так как же подготовить ребенка к школе? Прежде всего, нужно подготовить самого себя к тому, что придется помогать ребенку, не сердиться за неудачи, а поддерживать, вселять веру в себя, в свои способности.

С ребенком надо много говорить, чтобы в школу он пришел с хорошей, развитой речью.

Постарайтесь организовать двигательные занятия на свежем воздухе. Хорошо, когда ребенок активный, подвижный, когда он задает вопросы, когда у него есть свои планы и намерения, свои интересы.

Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках, имеет право быть принятым и понятым таким, каков он есть.

Если заметили, как трудно ребенку сосредоточиться, ни в коем случае не применяйте «силовые методы», а придумайте увлекательное задание.

В общем, не теряйте времени! Надеюсь, что эти советы помогут Вам найти верные ориентиры в подготовке ребенка к школе.

А самое важное: такие занятия сближают детей и взрослых, делают их друзьями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Ядовитые грибы и ягоды

Тема: Ядовитые грибы и ягоды

Цель: дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.

Ход занятия

В гости к детям приходит Старичок-Лесовичок.

- Здравствуйте, ребятушки! Пришел я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? (ответы детей) Ну, тогда берите корзинки и в путь, поедем на электричке.

Грибная электричка

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками-друзьями

Чернушками, груздями

Со станции Пригоркино

На станцию Ведеркино,

Со станции Подъелкино

На станцию Засолкино.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят

Со станции Полянкино

На станцию Сметанкино,

Со станции Пеньковкино

На станцию Духовкино.

У мухомора хитрый вид,

Ехидная усмешка –

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер,

Выводит мухомора.

И безбилетник-мухомор

Краснеет от позора.

А старичок-боровичок,

Интеллигентный толстячок,

Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет.

К билету прилагаются

Четырнадцать квитанций

Четырнадцать квитанций

С названиями станций:

Дорожкино, Лукошкино,

Опушкино, Засушкино,

Кастрюлькино, Бульбулькино,

Лучково, Сельдерейкино,

Морковкино, Перловкино,

Немножкино-Картошкино,

Лаврушкино, Петрушкино,

Тарелкино и Ложкино.

П. Синявский

- Ну, а мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Растут в лесу сестрички,

Рыжие... (лисички.)

 

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик.)

 

На пеньке сидят ребята,

Называют их... (опята.)

 

Средь молодых сосёнок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (масленок.)

 

Серенькие шапочки,

Рябенькие ножки,

Под березой растут,

Как же их зовут?   (подберезовики)

 

На толстой белой ножке

Коричневая шапка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает... (боровик.)

- Вот сколько съедобных грибов мы положили в свои корзинки!

- Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если не быть внимательными, то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Ножка белая, прямая,

Шапка красная, большая,

А на шапке, как веснушки,

Беленькие конопушки.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый... (мухомор.)

 

В лесу есть грибы, что не надо искать,

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать –

Яд в них опасный. Это - ... (поганки.)

 

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб,

Учти, он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки.

Его называют... (бледной поганкой.)

- Съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу. Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте.

Старичок-Лесовичок. Уж я-то, Лесовик, знаю, что все грибы в моем лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу. Давайте проверим, сможем ли мы не навредить лесу.

Игра «Собери грибы в корзину». (На полу расставлены фишки: красные - мухоморы, разноцветные - хорошие грибы. Съедобные грибы дети собирают в корзинку, следят, чтобы ни один красный мухомор не попал туда и не упал.)

- Сбор грибов - занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из-за отравления грибами, иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы. (Лесовик предлагает детям иллюстрации: красный мухомор, пантерный мухомор, бледная поганка, ложные опята и т. д.)

- Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в городе, даже если они съедобные, опасны. Они содержат много нитратов. Грибы поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб в городе, растопчите его или покажите взрослым. Учите маленьких братьев и сестер этим несложным правилам.

Старичок-Лесовичок. В моем лесу растут не только грибы, но и чудесные ягоды.

- Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождем, - клад витаминов. Врачи уверены: чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он подвержен заболеваниям зимой и весной. Ягоды богаты глюкозой, фруктозой, органическими кислотами, ароматическими, дубильными веществами. Имеются также минеральные вещества, каротин, витамины группы В и особенно С. (Лесовичок предлагает детям попробовать варенье из лесных ягод.)

- Ребята, какие вы знаете лесные ягоды? (Малина, земляника, ежевика, костяника, черника, брусника, рябина, шиповник и др.)

- Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды. (Лесовичок предлагает детям иллюстрации с изображением ядовитых ягод: волчья ягода, вороний глаз, дурман и др.)

- Ребята, хотите узнать, какое угощение однажды сварила безобразная ведьма в нашем лесу? Послушайте стихотворение.

Вкусный суп

Ведьма суп варить решила.

Змей сушеных покрошила,

Развела большой костер

И поставила котел.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор,

Отыскала мухомор,

Для приправы - бузины,

Для отравы - белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины...

Супчик вышел - то, что надо,

Целых двадцать литров яда!

- Но если ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым.

При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «Скорую помощь». До прибытия врача нужно очень быстро оказать первую помощь: выпить не менее одного литра воды комнатной температуры и вызвать рвоту. Так повторяют пять раз. Запомните, ребята, каждая упущенная минута может стоить жизни.

- Но, будем надеяться, что с нами этого не случится, потому что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, и они никогда не попадут в вашу корзинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...