Роль игры в дошкольном детстве
статья

Ведущая деятельность дошкольника- сюжетно-ролевая игра. Но игра не рождается случайно. развитие игры имеет закономерности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители и педагоги! Дети очень любят играть. И многие взрослые полагают, что игра – это бесполезное времяпровождение. Стараются побольше загрузить дошкольников интеллектуально. Развитие – это хорошо. Но роль игры также велика в развитии ребёнка. Об этом вы можете узнать в нижеприведённой статье. В ней рассказывается о роли сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.

Игра

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Ведущая деятельность – это та деятельность, в которой ребёнок развивается

  • Игра рождается внутри предметной деятельности, манипуляции с предметами.

Важную роль на развитие игры с раннего детства оказывает взрослый. Взрослый – это образец для подражания, руководитель, контролёр, а также источник эмоциональной поддержки.

Сначала идёт «обращённый показ»- взрослый показывает, как обращаться с игрушкой,  пытается вовлечь малыша в игру.

Взрослый знакомит ребёнка с функциями предметов. И важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет использование полифункциональных предметов: палочку использовать вместо ножа, градусника, ложки; а кубик может стать куском мыла, хлебом или кирпичом.

Первый момент, на который следует обратить внимание – это овладение замещением. Способность к замещению рассматривается как одна из важнейших предпосылок развития игры. Если к концу раннего детства (3 года) идёт отставание в формировании замещающих действий, то таким детям надо оказывать педагогическую помощь.

Этапы развития предметной игры как предпосылки развития сюжетно-ролевой игры.

На первом этапе предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную (малыш понарошку укладывает маму спать) На этом этапе ребёнок изображает какие-то действия, которые он видел в жизни, манипуляции с предметами (телефон, пылесос, дрель)

Далее в конце второго- начале третьего года феномен появляется «роль в действии» - воспроизводит действия конкретного человека, не осознавая этого. Это больше имитационные действия, чем сюжетно-ролевая игра.

Таким образом, в дошкольном возрасте интересы перемещаются от мира предметов к миру взрослых. Феномен «я сам»- это противоречие между «хочу» и «нельзя». Ребёнок пытается вести себя как взрослый. Противоречие разрешается в особом виде деятельности – в игре.

Что такое игра?

  • Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности.
  • Игра – это эмоционально насыщенная деятельность. Она захватывает ребёнка целиком.
  • Мотив игры лежит в самом игровом процессе – не выиграть, а играть.

Виды игры.

Координация игровых взаимодействий включает несколько этапов: игра в одиночку, игра-наблюдение, параллельная игра – игра рядом, игра ассоциативная, игра-сотрудничество, коллективная игра.

Составляющие игры.

Игры включают в себя сюжет, содержание , роль и игровые действия.

Сюжет – отражаемая в игре область. Взрослым нужно заботиться о том, чтобы у детей была возможность брать  откуда-либо сюжеты. Разнообразие сюжетов зависит от знания реальной действительности, кругозора ребёнка:

  1. младшие дошкольники берут сюжеты из реальной жизни,
  2.  дошкольники постарше  берут сюжеты  из книг, мультфильмов, фильмов.

Содержательная сторона развивается на протяжении всего дошкольного детства:

1. в младшем дошкольном возрасте – это предметные действия (манипуляции с градусником и т.д.) Роль взрослого (врача) не всегда соответствует действительности.

2.следующий этап: внешние социальные отношения и социальная иерархия (водитель и пассажиры, продавец и покупатель)

3. наивысший уровень: выделение внутренней, смысловой сущности деятельности человека .Например, роль доктора – это доброта, сочувствие, самопожертвование.

Роль подразумевает правила поведения

Воображаемая ситуация – это означает, что ребёнок действует не в видимом, а смысловом поле

 Игровые действия – способы осуществления роли воспроизводят отношения между людьми .

Роль игры:

В игре происходят проникновение ребёнка в мотивы и смыслы человеческих действий.

В игре рождается и формируется воображение.

Важная линия игры – это  овладение своим поведением.

Таким образом, уважаемые родители и педагоги,  игра – это не просто времяпровождение. Развитие игры имеет свои законы, характерные для каждого этапа дошкольного возраста.  Полноценное проживание  дошкольного возраста, использование его уникального потенциала в дальнейшем повлияет на развитие личности в целом, и, возможно, даже на судьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему "Роль сказкотерапии в дошкольном детстве"

В данной публикации раскрывается сущность сказки. С помощью нее можно быстро определить положительных и отрицательных героев, вынести смысл из их поступков и взять на вооружение их поведение. Важные ч...

Игра в дошкольном детстве

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В играх дети знакомятся с различными свойствами предметов — цветом, формой, величиной, сравнивают, группируют их по отдельным признакам....

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.

Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта...

Игра в дошкольном детстве: развивающие аспекты.

Истощение традиционного пути формирования сюжетно-ролевых игрчерез накопление детьми личного опыта вызывает необходимостьцеленаправленного ...

Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского " Роль игры в дошкольном детстве"

Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского" Роль игры в дошкольном детстве"...

ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ: ОПЫТ ОРАНИЗАЦИИ В ГРУППЕ В ДОУ

Статья посвящена обобщению опыта воспитателя по организации игры в группе доу....

Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.

Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....