Консультация для родителей "Читаем детям о природе"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей "Читаем детям о природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Читаем детям о природе»
Подготовила воспитатель младшей группы Бутырёва Н. П.
Книга о природе позволяет ребенку увидеть и узнать то, что скрыто от него расстоянием и временем.
В детстве все начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребенку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире. Многие интересные особенности поведения и образа жизни животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдений и здесь на помощь приходит художественная литература.
Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказка занимает особое место в жизни малыша. Сказка способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, чуткость к чужому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости.
Поэтому большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе. Первые сказки для малышей должны быть небольшими по объему, а их содержание должно вызвать положительные эмоции. Действия сказочных персонажей будят воображение малыша. Он с интересом слушает, как катится по лесу веселый колобок, встречая по дороге волка, медведя, лису. В другой сказке звери встречаются возле маленькой рукавички. Ребенок без труда запоминает их первые характеристики:
- Кто- кто – кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик и т. п.
С волнением следит малыш за приключениями девочки Маши из сказки «Три медведя». Глаза ребенка полны волнения за девочку, которая спит и не знает об опасности. А сколько искренней радости переживает малыш при благополучном окончании сказки! Однако после прочтения сказки следует поговорить с ребенком о том, что в сказках много придуманного, нереального. Формирование у детей реалистических представлений о жизни животных в природных условиях необходимо еще и потому, что многим народным сказкам присуще искажение реальности. Например, в сказках медведь, как правило, находясь в спячке, сосет лапу. Еж питается яблоками, которые накалывает на иголки и заготавливает на зиму. В действительности же медведи и ежи в своих зимних логовах не принимают пищи. Кроме того, еж – хищник и яблоками вовсе не питается.
Расширяя круг представлений ребенка о природе, взрослый должен умело подбирать литературу для чтения.
Множество вопросов возникает у ребят о сути явлений, происходящих в неживой природе. Какими бывают облака? Как зарождается снег? Что такое иней? Ответы на эти вопросы можно найти в книге В. Архангельской «Путешествие капли воды».
А сколько удивительного в поведении животных! Описание некоторых особенностей поведения домашних животных Вы найдете в книгах В. Иванова «Чиль», И. Акимушкина «Это все кошки», А. Бострома «Как кошки ловят рыбу?», Н. Раковский «Веселые чемпионы» и др.
Много интересного о поведении птиц ребят узнают из книг Г. Скребицкого «Лесной голосок», Д. Горлова «Про птиц и зверей», Е. Суворовой «Птичьи заботы», Е. Чарушина «В лесу», В. Чаплиной «Случайные встречи», М. Зверева «Лесное бюро погоды», Н. Сладкова «В лесу и на реке», «Птица Чечевица», В. Бианки «Лесные домишки».
После чтения рассказов о птицах предложите ребенку понаблюдать за птицами во дворе дома или по дороге в детский сад. Наблюдая вместе с ребенком за передвижением по земле грачей или воробьев, спросите, почему среди них нет синичек и ласточек. Предложите малышу самостоятельно понаблюдать, куда садятся птицы, как передвигаются. Ощущение радости от первых самостоятельных открытий, несомненно, станет основой для развития познавательного интереса.
С помощью художественной литературы можно познакомить детей с интересными повадками хорошо знакомых насекомых. О муравьях рассказывают книги Н. Розанова «Муравей Красная точка», «Подземный путешественник», «На зеленой иголке; о бабочках и стрекозах – книги Ф. Льва «Потому что они красивые», И. Стекольникова «Необыкновенный махаон», В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», А. Михайлова «Вот так куколка!», А Фета «Бабочка».
Каждый из нас хотя бы один раз был свидетелем того, когда дети обрывают листья с деревьев, кустарников, а то и ломают целые ветки. Как показало обследование детей дошкольного возраста, чаще всего так поступают те ребята, которые не имеют четких представлений о значении листьев для жизни растений. В книге Ф. Льва «Для чего деревьям листья?» автор на убедительных и хорошо иллюстрированных примерах знакомит читателей с разнообразными по строению листьями, их назначением.
В настоящее время – время большого потока информации – на книжном рынке появилось огромное количество разнообразных познавательных книг и энциклопедических изданий для дошкольников. Родители не могут быть компетентны во многих областях знания, поэтому справочные книги должны быть в каждом доме. Отвечая на вопросы ребенка, взрослый вместе с ним отыскивает ответы в той или иной книге, рассматривает рисунки схемы, карты.
Заслуживают внимания познавательные книги отечественных авторов: А. Э. Брем «Жизнь животных», В. В. Зотов «Лесная азбука». Интересны книги Т. А. Шарагиной, вышедшие в издательстве «Гном» под рубрикой «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи» : «Какие звери живут в лесу?», «Деревья. Какие они?», «Насекомые. Какие они?». Эти книги – недорогие, но емкие по содержанию, ценные в познавательном отношении. Автор сопровождает их своими красивыми и легкими для восприятия стихотворениями.
Также можно рекомендовать серию познавательных книг А. И. Шапиро «Твоя первая научная лаборатория», выпущенную издательством «Мозаика – Синтез». Книги этой серии – настоящие путеводители в удивительный мир науки, в них включены описания занимательных опытов и экспериментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети и природа – прививаем любовь, заботу, уважение".
Консультация для родителей: "Дети и природа"...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей на тему: «Учим детей любить природу»
Консультация...

Консультация для родителей По теме: «Природа и дети(привлекаем детей к труду)»
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в...

Консультация для воспитателей "Дети и природа"
Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Донести эту красоту до детей, познакомить с природой родного края....

Консультация для родителей детей 3-4 лет «Отношение детей к природе»
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный а...

Консультация для родителей «Дети и природа»
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – экологическое воспитание....