"Рано утром не ленись, на зарядку становись!"
консультация (подготовительная группа)

Косаченко Элеонора Константиновна

Регулярное выполнение зарядки укрепляет и развивает мышцы, увеличивает подвижность суставов, положительно влияет на опорно-двигательный аппарат в целом, повышает трудоспособность и качество жизни, способствует закаливанию организма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_polza_utrenney_zaryadki.docx181.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Рано утром не ленись на зарядку становись!»  https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613684541_64-p-fon-dlya-prezentatsii-fizkultura-v-detskom-72.jpg

Зарядка (гигиеническая утренняя гимнастика) — комплекс лёгких физических упражнений, выполняемых утром после пробуждения для ускорения перехода от состояния сна к активной деятельности. Обычно зарядка выполняется на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении и состоит из несложных упражнений для разминки всех мышечных групп. Регулярное выполнение зарядки укрепляет и развивает мышцы, увеличивает подвижность суставов, положительно влияет на опорно-двигательный аппарат в целом, повышает трудоспособность и качество жизни, способствует закаливанию организма.

Зарядка обладает массой полезных преимуществ для здоровья ребенка. Рассмотрим основные:

  • Развитие мышц.

Физические упражнения для детей укрепляют мышцы и связки, формируя тем самым гармонично развитую фигуру у ребенка. Помимо этого, укрепляется и сердечная мышца — миокард, что положительно отразится на работе сердечно-сосудистой системы в будущем.

  • Беспроблемное пробуждение.

Зарядка помогает быстро запустить физиологические процессы в организме ребенка. Это способствует легкому пробуждению и устранению заторможенности по утрам.

  • Улучшение работы мозга.

Интенсивные утренние упражнения заставляют сердце и легкие работать активнее. В результате кровь быстро насыщается кислородом, стимулируя тем самым мозговую деятельность. Это, во-первых, помогает в обучении и освоении новой информации, а, во-вторых, улучшает психическое состояние ребенка.

  • Укрепление иммунитета.

Утренняя зарядка в сочетании с закаливанием помогает укреплять защитные функции растущего организма.

Какие особенности утренней зарядки необходимо учесть, чтобы занятия были безопасными и приносили максимум пользы:

  • Упражнения выполняют на голодный желудок, после гигиенических процедур — зарядка не предполагает высоких нагрузок, и позавтракать можно сразу после завершения комплекса;
  • соблюдайте регулярность — положительный эффект дают только систематические занятия;
  • не переусердствуйте с длительностью зарядки — детям до десяти лет достаточно уделить упражнениям 10-15 минут;
  • уделяйте время разминке — начинать готовить детский организм к физической активности можно сразу после пробуждения, пока ребёнок ещё лежит в постели, с помощью самых простых движений: поднять и опустить руки, покрутить кистями рук, сжать и разжать пальцы;
  • по возможности делайте зарядку на улице, если не получается, то в хорошо проветренном помещении;
  • постарайтесь разнообразить занятия с учётом возраста ребёнка: включите весёлую музыку или подходящий видеоурок, раз в две недели добавляйте новые упражнения;
  • учите сына или дочь правильно дышать: вдох через нос, выдох через рот — правильное дыхание облегчает выполнение утренней гимнастики и делает её более результативной;
  • следуйте принципу «от простого к сложному», усложняя комплекс постепенно и давая ребёнку достаточно времени — не менее двух недель — для того, чтобы привыкнуть к одной и той же нагрузке;
  • не прерывайте упражнения резко, включите в комплекс завершающий этап: например, растяжку, бег или ходьбу на месте;
  • приучите ребёнка заканчивать занятия водными процедурами: контрастным душем, обливаниями.

Как укрепить заинтересованность ребёнка в утренней зарядке:

  • Ввести в ежедневные задания элементы игры — для детей 5-7 лет. Например, вместе вообразить, что вы пришли на волшебную полянку и теперь нужно помахать руками, как бабочка крыльями, наклоняться, как будто собирая цветы, попрыгать как весёлый зайчик;
  • подобрать для занятий музыку: можно одну и ту же, и именно ту, что нравится ребёнку. Врачи, специализирующиеся на лечебной физкультуре, утверждают, что бодрая музыка помогает настроиться на физическую активность человеку в любом возрасте;
  • заменять — постоянно или иногда — обычную тренировку стихотворной зарядкой — для детей 5-7 лет. Подходящие стихотворения можно включать на аудио, видео или проговаривать самому.
  • хвалите ребёнка каждый раз, когда он выполнил комплекс. Напоминайте, что с каждым днём его организм становится всё более физически крепким и здоровым, а мышцы — красивыми.

Увлечённый ребёнок, понимающий, зачем он занимается физической культурой, будет выполнять все задания, предусмотренные утренним комплексом. Некоторые дети так вдохновляются первыми успехами, что начинают упражняться слишком интенсивно, и в результате устают и чувствуют себя недостаточно бодрыми в течение дня. Если ваш ребёнок излишне упорствует в выполнении зарядки, напомните ему, что цель упражнений — пробудить организм, а не утомить его и предложите составить тренировочный план:

  • план на каждый день — составляют накануне каждого занятия: в плане прописывают все упражнения комплекса и помечают, где пригодится дополнительный инвентарь;
  • план по вводу новых упражнений — делают в форме таблицы, помечая, с какой периодичностью в комплексе будут появляться новые упражнения;
  • долгосрочный план готовят на продолжительный срок: на неделю или на месяц, помечая последовательное освоение занятий комплекса и ввод новых упражнений.

Намеченную схему занятий запишите на листе бумаги и разместите на видном месте. Вместе с ребёнком план можно красиво оформить и попросить сына или дочь самостоятельно отмечать запланированные достижения — непосредственное участие в составлении плана будет мотивировать ребёнка заниматься постоянно, не выполняя при этом лишних упражнений.

      Главное в зарядке для ребёнка — не забывать об её регулярности. Сделать дома несколько упражнений под весёлую музыку несложно, а результат станет виден совсем скоро: ребёнку будет проще адаптироваться к учебной нагрузке, он будет пребывать в ровном хорошем настроении, и научится лучше ориентироваться в пространстве.

Включайте в домашний утренний комплекс задания, подходящие именно вашему ребёнку: по возрасту и уровню физической подготовки. Упражнения не должны быть слишком сложными, иначе ребёнок быстро устанет и в следующий раз не захочет заниматься. Подключать сложные упражнения — планку, ласточку, глубокие приседания и подобные — нужно постепенно и не раньше, чем в 7-8 лет.

Увеличивайте нагрузку постепенно, путь сначала будут самые лёгкие упражнения: ходьба на месте, дыхание, легкие потягивания. Далее подключите игрушки, мячики – пусть ребёнок думает, что это некая игра.

Не заставляйте насильно делать того, что не хочет ребёнок и не пресекайте его активность, наращивайте интенсивность упражнений постепенно. Если ребёнку что-то не нравится – поговорите, что конкретно его тревожит или что ему нравится делать. На основе этого придумайте комплекс упражнений и формат их выполнения,

Примерный комплекс упражнений для утренней зарядки.

Упражнения для рук и плеч:

«Тянемся к солнышку» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню.

«Поздороваемся с пальчиками ног» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поочередно на выдохе ребенок наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться руками как можно дальше.

«Мельница» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.

«Аплодисменты» — ребенок ходит по комнате, хлопает в ладоши, максимально разводя руки, чтобы потренировать плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.

Упражнения для ног:

«Невидимый стул» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Делаем медленные приседания. В зависимости от возраста, выбирайте «глубину» присяда.  «Топотушки» — ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба на носках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы. «Шагающая цапля» — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен. Можно сопроводить веселыми криками цапли и других птиц.

 «Лабиринт» — выставляется несколько предметов в ряд, по очереди, попарно «воротами». Ребенок передвигается между предметами, стараясь не задевать и не пропускать «ворота».  

Упражнения для туловища:

 «Старт пловца» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в исходное положение. Для малышей упражнение можно переименовать в «Грача» или «Пингвинчика», при наклонах делая вид, что ищем червяков или разглядывая следы на снегу.  

«Спиралька» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Можно усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота.

«Тюлень» — ребенок лежит на спине, руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо.  Посмотрите вместе с ребенком видео National Geographic, чтобы потом смело ползать и хлопать «ручками-ластами», как настоящие тюлени!

 «Зайка» — положение стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнение, прыгая вокруг предметов.

Растягиваемся:

«Кошечка» - ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение.  Мяукать разрешается!  

«Прятки» — ребенок садится на пол, ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперед, стараясь животом коснуться коленей, не забываем вытягивать руки.  Можно сыграть в игру: за нами следят вредные птицы, а мы - супергерои-Мимимишки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил.  

«Гибкий кустик» - ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимаем руки и соединяем ладони над головой. Прогибаемся в грудном отделе и откидываем корпус назад. Необходимо исключить сильный прогиб в пояснице.

 «Березка на ветру» - ребенок стоит прямо, руки подняты вверх над головой, пальцы сцеплены в замок. Тянемся вверх и наклоняемся сначала в одну, а потом в другую сторону.

Комплекс упражнений для утренней зарядки №1.

1. Потягивание.

Руки сцепить в замок, потянуться вверх, встав на носочки.(20 сек)

2. Ходьба на месте.

Можно высоко поднимать колени. Ходьба на пятках, на носках, на внутренней стороне ступни, на внешней. (60 сек)

3. Поднять руки вверх (вдох), одновременно поднять голову и посмотреть на кисти рук, вернуться в и. п. (выдох). (6-8 раз).

4. Вращения.

Вращаем головой, кистями рук, вращение в локтевых суставах и коленных. (6-8 раз)

5. Ноги врозь, руки за головой.

Повороты туловища вправо и влево. (6-8 раз).

6. Наклоны вперед.

Упражнение выполняется 6-8 раз. Ноги на ширине плеч, руки касаются плеч. 1) на вдохе наклониться вперед и потянуть руки в стороны.2) выдохнув, поставить руки в исходное положение.

7. Касание пола.

Выполняется 8-10 раз. Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль туловища. 1) на вдохе делается наклон вперед и руки касаются пола 2) на выдохе тело поднимается и принимает изначальное положение.

8. Выполнить 10—20 приседаний.

9. Расслабление.

Делается 5 раз. Пятки вместе, носки врозь, руки по швам. 1) на вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются 2) на выдохе резко туловище с руками опускается вперед.

Комплекс упражнений для утренней зарядки №2.

1. Ходьба на месте. «Раз-два».

Зарядка выполняется 60 секунд. Ноги не должны быть далеко друг от друга, руки можно опустить или положить на пояс.

2. Наклоны вперед.

Упражнение выполняется 6-8 раз. Ноги раздвинуть пошире, руки касаются плеч.

На вдохе нагнуться вперед и потянуть руки в стороны.

выдохнув, поставить руки и ноги в исходное положение.

На упражнение отводится 8-9 подходов.

3. Касание ног. «Мельница».

Упражнение выполняется до 8-10 раз. Начальное положение - ноги поставить на ширину плеч, руки по швам.

Делаются наклоны, касаясь правой рукой левой ноги и, наоборот, при этом вторая рука отводится в сторону.

возвращение в исходное положение.

4. Подъем рук вверх рывком. «Буратино».

Повторять упражнение до 10 раз. В начале упражнения ноги вместе, рука поднята вверх и сжата в кулак вторая рука вдоль туловища.

Делается шаг вперед, руки сменяют положение, производится рывок назад.

возврат в исходное положение.

5. Ходьба с резкими поворотами. «Робот».

Упражнение делается 8-10 раз. Встать прямо, руки положить на пояс.

Выпад правой ногой корпус поворачивается вправо, при выпаде левой ногой корпус поворачивается влево. После каждого выпада вернуться в начальную позу.

6. Повороты туловища. «Флюгер».

Повторять упражнение до 10 раз. И.п.- ноги сомкнуты вместе, а руги поставлены на пояс.

Производятся развороты в разные стороны. При поворотах ноги остаются в  исходном положении. Еще один вариант поворотов. Упражнение выполняется как один из вариантов поворота туловища. Исходное положение ноги вместе, руки за голову. Выполняются повороты туловища в разные стороны. Возврат в исходное положение.

7. Прыжки на месте «Кузнечик».

Выполнять до 10 раз. Руки ставятся на талию, ноги вместе.

Делаются три прыжка на месте , затем на счет четыре прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. После чего все повторяется в другую сторону.

Бег с разворотами на 180 градусов. Упражнение делается 6-9 раз. Исходное положение — стойка как перед бегом. Начиная от старта пробежать 5-10 метров затем развернуться и добежать до исходной точки. Проделывается то же самое до 10 раз.

8. Расслабление.

Делается 5 раз. Ноги расставлены в стороны, руки по швам.

На вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются

На выдохе резко туловище с руками опускается вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс зарядки для ДОУ и дома НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

      Что же такое утренняя гимнастика?   Какой должна быть утренняя гимнастика?   Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики?...

Зачем нужна зарядка? Или на зарядку становись!

Иногда  родители  приводят своих детей в детский сад после 8 утра и опаздывают на зарядку.  Ну и ладно, скажут некоторые. Подумаешь, зарядка.Вот и хотелось бы разобраться, действительно...

Мастер-класс "Рано утром по порядку становитесь на зарядку!"

Любой день в детском саду начинается с утренней гимнастики. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудис...

«О пользе утренней зарядки для ребенка, или на зарядку становись!»

Утренняя зарядка для детей очень полезна по ряду обоснованных причин.Во-первых, у детей регулярно занимающихся утренней зарядкой значительно лучше сопротивляемость к болезням, то есть крепче иммунитет...

Сидим дома! «На зарядку становись». Мои малыши делают «семейную зарядку»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20125299","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 335px; width: 250px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2...

Информационный проспект "О пользе утренней зарядки для ребенка" или "На зарядку становись"

Соблюдая ряд нехитрых правил, можно привить у ребенка любовь к утренней зарядке.  Главное, чтобы ему было интересно и весело. Так он захочет делать упражнения каждое утро, что постепенно перераст...