Картотека музыкально дидактических игр
картотека

в помощь родителям для занятий с детьми дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._kartoteka_dlya_roditeley.pptx648.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкально-дидактические игры для детей младшей , Средней, старшей и Подготовительных групп. МДОАУ №37 Картотека музыкально-дидактических игр Для детей дошкольного возраста Составила : Ибрагимова Л.Ф г . Оренбург

Слайд 2

Музыкально-дидактические игры для младшей группы

Слайд 3

Где мои детки ? Игровой материал: 4 больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены: гусь, утка, курица, птица; на маленьких: утята , гусята, цыплята, птенчики в гнездышке . Ход игры. Дети сидят полукругом напротив педагога, у каждого по маленькой карточке. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря – Кря!» (поет на ре первой октавы ). Мама-утка поет: «Где мо -и у- тя - тя -та , ми- лы -е ре- бя -та ? Кря-кря!». Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: « Кря-кря ! Мы здесь». (Поют на звуке ля второй октавы ). Утята отвечают: «Кря-кря! Мы здесь!». Педагог забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко !» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей. Чудесный мешочек Игровой материал : н ебольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра. Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, - говорит педагог, - к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Педагог проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» - русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева , «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, желающий достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Слайд 4

Птицы и птенчики Игровой материал: лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика). Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети , которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку. Подумай и отгадай Игровой материал: к арточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка. Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в записи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского , «Медведь» В. Ребикова , «Воробушки» М. Красева . Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

Слайд 5

Курица и цыплята Игровой материал: Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята). Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Педагог берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи – пи – пи». Затем кукла Маша зовет кур - воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко–ко-ко». Подумай и отгадай Игровой материал: к арточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка. Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в записи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского , «Медведь» В. Ребикова , «Воробушки» М. Красева . Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

Слайд 6

В лесу Игровой материал: на планшете изображен лес и 2-3 дерева, пенек приклеены средней частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т. д.). картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом. Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес, - говорит педагог. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в записи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова . Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек). Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки. Буратино Игровой материал: коробка , на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д .), знакомым детям. Ход игры. Педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие - дети сами должны отгадать. Педагог проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева , ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» З. Компанейца - из коробки достают картинку паровоза и т. д. Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Слайд 7

Кто в домике живет? Игровой материал: на карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние - поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных. Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом - теремок, в котором живут кошка с котенком, птичка с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, - говорит воспитатель, - живут мамы, на втором (с маленькими окошками) - их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздается каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже . Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева , «Медведь» В. Ребикова ). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кровать кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату и т. д.

Слайд 8

Угадай-ка Игровой материал: 4-6 больших карточек - каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй – гусенок, утка - утенок, кошка - котенок, корова - теленок и т. д.). Фишки - по две на карточку. Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей ( 4-6 человек) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Педагог поет: «Га-га-га » (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Педагог поет: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком. Найди игрушку Игровой материал: и грушки , соответствующие содержанию песен: зайчик , медведь, кошечка, петушок и т. д.; записи программных произведений. Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не остается ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятие для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

Слайд 9

Прогулка Игровой материал: м узыкальные молоточки по числу играющих. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - педагог медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыло солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», - педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет молоточком. В игре может принимать участие подгруппа детей или вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга. Угадай , на чём играет Петрушка Задача: Упражнять детей в умении различать музыкальные инструменты по тембру звука. Игровой материал: ш ирма , набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц. Ход игры. Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный - Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент. Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

Слайд 10

К нам гости пришли Игровой материал: и грушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик. Ход игры. Педагог предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь . Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках педагог ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом педагог обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время. Тихий и громкий дождик Задача: учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание. Игровой материал: деревянные кубики. Ход игры. Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание. Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.

Слайд 11

Музыкальные картинки Задача: учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах. Игровой материал: с ерия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты. Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога. Ход игры. Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента. Ножки шагают и бегают Задача: учить детей различать ритм шага и бега. Игровой материал: деревянные палочки. Ход игры . Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а ножки. Ножки могут идти шагом, а могут бежать. Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же. Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.

Слайд 12

З айцы и медведь Задача : узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей. Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена музыки - зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов. Солнышко и дождик Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца : в движении, в игре на музыкальных инструментах. Ход игры: 1. На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор - « танец ладошек». 2. Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество. 3. Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.

Слайд 13

На что похож звук? Задача : познакомить детей с тембрами детских музыкальных инструментов , активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра. Ход игры: педагог знакомит детей с музыкальным инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что похож звук. Детям предлагается поиграть на инструменте. Что делает Петрушка? Задача: развивать звуковысотный слух. Игровой материал: ширма, набор карточек с соответствующими предметами (картотека звуков), кукла Петрушка. Ход игры: педагог говорит детям: «Сейчас мы будем слушать и по звукам угадывать, что делает Петрушка за ширмой». Если дети угадывают, то Петрушка даёт соответствующую карточку, которая вставляется в окошко пособия.

Слайд 14

Кто вышел погулять? Задача : учить передавать образ соответствующий музыке, развивать навык импровизации. Ход игры: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие - вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять. Кто идёт? Ход игры: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте попробуем нарисовать следы музыкой (хлопки или деревянные палочки (кубики) и изобразить, кто как ходит: Топ-топ, топ-топ, Это мишенька идёт. Ти - ти -там, ти - ти -там, Скачет зайка по кустам. По дорожке ёж бежит И листочками шуршит.

Слайд 15

Что делают дети? Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки. Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в записи ): «Марш» Э. Парлова , «Колыбельная» А. Гречанинова, « Бай-бай » В. Витлина, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты. Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время. Зайцы Игровой материал: н а планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки - «Зайцы пляшут», «зайцы спят»). Ход игры. Педагог предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку». Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе педагога вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют. Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.

Слайд 16

Колпачки Игровой материал: три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка. Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок. Игра проводится в свободное от занятий время. Н ам игрушки принесли Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка. Ход игры. Педагог берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько. Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

Слайд 17

Музыкальная шкатулка Игровой материал: к расочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующие содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитора). Ход игры. В шкатулке помещается 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально. В дальнейшем игра проводится как концерт. Какая музыка? Игровой материал: записи вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку. Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.

Слайд 18

Музыкально-дидактические игры для средней группы

Слайд 19

Что делают в домике? Игровой материал: н а планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Ход игры. Педагог предлагает детям послушать музыку и отгадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков. Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время. Найди щенка Игровой материал: игровое поле, щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек. Ход игры. Педагог прячет щенка и зовет одного из детей: « Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку, Во дворе их много так, не найти его никак. Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи, Мы не будем помогать, будем песню запевать». Все поют любую знакомую песню. Ребенок, которого назвали, берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан щенок, то дети поют тихо, если близко – громко. Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

Слайд 20

На чем играю? Игровой материал: к арточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты. Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек ( 3-4 ). Ребенок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратов, дается изображение различных инструментов ( 4-6 ). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4-6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой. Слушаем внимательно Игровой материал: записи инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.). Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти на столе. Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.

Слайд 21

Учитесь танцевать Игровой материал: б ольшая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры. Игра проводится с группой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит педагог и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание. Выполни задание Игровой материал: фланелеграф , карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола ). Ход игры. Педагог-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе . Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.

Слайд 22

Повтори ритм Игровой материал: ритмические карточки, музыкальные инструменты. Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет прохлопывает ритмический рисунок. Дети повторяют его на музыкальных инструментах. Наше путешествие Игровой материал: м еталлофон , бубен, угольник, ложки, барабан, музыкальный молоточек. Ход игры. Педагог предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу, - говорит воспитатель. - Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне ). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ можете продолжить или придумать свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

Слайд 23

Весёлый маятник Игровой материал: н а планшете изображен маятник, под ним рисунки, соответствующие содержанию какого-либо вида детской исполнительской деятельности: игра на музыкальных инструментах, пение, танец, чтение стихотворения. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, в центре ведущий, он держит маятник. Ведущий устанавливает стрелку маятника на рисунке, изображающем поющих детей. Все или заранее выбранные дети исполняют знакомую песню без музыкального сопровождения. Ведущий указывает стрелкой и объясняет следующий номер (называет имя ребенка и вид его деятельности). Таким образом, организуется концерт детской художественной самодеятельности. Игра проводится как развлечение. Музыкальный паровоз Задача : у чить определять характер музыки. Игровой материал: п особие «Паровоз», детские музыкальные инструменты. Описание: в пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки (например, солнышко - весёлая, молния - страшная). Ход игры. Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом окошке своя музыка - весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её характер, вложить соответствующую карточку. Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты соответственно возрасту.

Слайд 24

Прогулка Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку. Но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритм. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает воспитатель, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», - быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался ливень», - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет молоточком. Колобок Задачи: развивать звуковысотное восприятие музыки, сольное исполнительство, умение управлять настольными игрушками, формировать навыки правильного построения предложений, словесную импровизацию. Игровой материал: вязаный колобок, пеньки разной высоты. Ход игры. В игре участвует небольшая подгруппа детей. При это ребенок – ведущий выступает в роли артиста. Он придумывает сюжет и пропевает песенку колобка в зависимости от того, как высоко сидит колобок. Это может быть движение по ступенькам. Продолжает игру тот, кому он передает колобка.

Слайд 25

Сложи песенку Задачи : закреплять представление о строении песни. Игровой материал: кружочки разного цвета. Ход игры. П едагог напоминает детям, что в песенке есть куплет и припев. Выкладывает кружочки в соответствии со строением любой знакомой детям песни. При этом кружки желтые – припев, Красный, синий, зеленый – куплеты. Они разного цвета, потому что слова в куплетах разные. А припевы все одинаковые, поэтому и кружки всегда одного цвета. Сочиняем музыку Задача : развивать детское музыкальное творчество (инструментальная импровизация на собственный сюжет). Методика проведения: педагог предлагает ребёнку сочинить свою музыку о том, о чём он хочет и проиграть её на ДМИ.

Слайд 26

Музыкальные зарисовки Задача: озвучить музыкальными инструментами небольшие сюжеты, стихи, рассказы, сказки с помощью ДМИ. Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием. Такт Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки . Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

Слайд 27

Музыкальный магазин Задачи: узнавать знакомый песни, воспроизводить песню без сопровождения, закреплять навыки игры на музыкальных инструментах, развивать чувство ритма, четко формулировать вопрос и давать полный ответ. Игровой материал: диски с картинками-иллюстрациями к знакомым песням, музыкальные инструменты. Ход игры. Покупатель просит послушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок – продавец должен сыграть на этом инструменте несложный ритмический рисунок или мелодию знакомой песни. Если же покупают диск, то голосом воспроизводят мелодию. Сами покупатели могут попробовать звучание инструмента Карусель Задача: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым шагом . Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа.

Слайд 28

Музыкально-дидактические игры для старшей группы

Слайд 29

Музыкальный волчок Задачи: закреплять представления о звучании музыкальных инструментов, их названии, развивать навыки игры на них. Игровой материал: планшет с изображением музыкальных инструментов, волчок со стрелкой. Ход игры. Ребенок-ведущий вращает волчок, по указанию стрелки вызванный ребенок выбирает инструмент. Называет его и исполняет несложный ритм или песенку в сопровождении этого инструмента. Дирижер Задачи : закреплять представление о длительностях ТИ и та, развивать навыки исполнения ритма по карточкам. Жестами передавать ритм, развивать коммуникативные качества. Игровой материал: ритмические карточки, музыкальные инструменты (бубен, барабан, палочки, ложки). Ход игры. Р ебенок , исполняющий роль дирижера, выбирает ритмическую карточку. Это может быть задание как для одного инструмента, так и для всех. Кистевыми жестами правой руки он передает ритм вместе с музыкантами.

Слайд 30

Музыкальное лото Задачи: закреплять представления о звучании народных музыкальных инструментов, узнавать их без визуализации, осваивать приемы игры на них. Игровой материал: музыкальные инструменты, карточки, фишки. Ход игры. Всем играющим раздаются карточки и фишки. Ведущий за небольшой ширмой играет на одном инструменте. То у кого есть изображение инструмента на карточке, накрывает его фишкой. Выигрывает тот, кто первым накроет все картинки на карточке. Давай, повторяй Задачи: передавать услышанный ритмический рисунок, отчетливо произносить ритмослоги , сопоставлять исходный ритм и получившийся. Игровой материал: барабан. Ход игры. Эта игра напоминает словесную игру «Телефон». Дети садятся в ряд. Вначале стоит ведущий, который проговаривает фразу из песни. Первый из сидящих преобразует ее в ритмическую последовательность слогов Ти и та. В таком варианте говорит на ухо сидящему рядом и так по цепочке до последнего. Последний ребенок должен сыграть получившийся ритм. А ведущий сравнивает то, что предложил он с тем, что получилось.

Слайд 31

Высокий и низкий Задачи: закреплять представления о высоте звуков, находить их и играть на металлофоне. Игровой материал: металлофон, игрушки – животные или картинки с их изображением. Ход игры. Ребенок – ведущий показывает игрушку, один из участников игры на металлофоне находит пластинку, соответствующую высоте голоса персонажа. Играет, пропевая название игрушки. Назови инструмент Задачи: расширять представления о музыкальных инструментах. Осваивать игру на ксилофоне, кастаньетах, рубеле. Игровой материал: ксилофон, кастаньеты, рубель. Ход игры. Игра по типу «Угадай мелодию». Но в данной игре угадать нужно инструмент. Дети сидят спиной к ведущему и столу, на котором расположены инструменты. Вначале дети запоминают звук каждого инструмента. Потом угадывают его отвернувшись.

Слайд 32

Капельки Задача : развивать внимание, выразительность движений, координацию. Побежали капельки в синеньких сапожках (лёгкий бег), Превратились капельки в ручейки-дорожки, Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал (бег), Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал (дети приседают: «засыпают»), Вот снова он помчался вскачь и громко зажурчал (подскоки с перестроением в круг), Увидел речку- прыг туда (прыжки вперёд), И сразу замолчал (дети садятся на ковёр). Сильная и слабая доля Задача: различать и выделять звучащими жестами сильную и слабую доли в стихах и в пении . Методика проведения: дети выделяют сильную долю хлопками, а слабую – шлепками при ритмизации текста и во время пения.

Слайд 33

Жмурки Задачи: развивать слухового внимания и координации движений. Первый вариант Все играющие образуют небольшой круг. Двое детей выходят в центр круга. Одному из них завязывают глаза, другому дают в руки колокольчик. Жмурка ловит ребенка с колокольчиком. Тот увертывается, время от времени позванивая в колокольчик. Второй вариант Обоим детям завязывают глаза и дают в руки колокольчики. Один из них ловец, другой — убегает. Девочки и мальчики Задачи: развивать внимание, умение дифференцировать звуки по высоте и координации движений. Ход игры. У девочек в руках маленькие колокольчики. Они должны двигаться, позванивая колокольчиками, только под тихую музыку. У мальчиков в руках большие колокольчики. Они звенят колокольчиками и танцуют только под громкую музыку.

Слайд 34

Дили-дон Задачи: развивать внимание, умение дифференцировать звуки по высоте и координации движений. Дети напевают песенку: Колокольчик звонкий, Голосочек тонкий, Зазвени скорее, Да повеселее! Первый вариант У ведущего два колокольчика — большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика — легко бегают. Второй вариант У ведущего два колокольчика — большой и маленький. Дети делятся на две подгруппы. У одной подгруппы — маленькие колокольчики, у другой — большие. Каждая подгруппа двигается только тогда, когда ведущий звонит в «ее» колокольчик. Во время движения дети тоже звенят колокольчиками.

Слайд 35

Жмурки Задачи: развивать слухового внимания и координации движений. Первый вариант Все играющие образуют небольшой круг. Двое детей выходят в центр круга. Одному из них завязывают глаза, другому дают в руки колокольчик. Жмурка ловит ребенка с колокольчиком. Тот увертывается, время от времени позванивая в колокольчик. Второй вариант Обоим детям завязывают глаза и дают в руки колокольчики. Один из них ловец, другой — убегает. Девочки и мальчики Задачи: развивать внимание, умение дифференцировать звуки по высоте и координации движений. Ход игры. У девочек в руках маленькие колокольчики. Они должны двигаться, позванивая колокольчиками, только под тихую музыку. У мальчиков в руках большие колокольчики. Они звенят колокольчиками и танцуют только под громкую музыку.

Слайд 36

Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы

Слайд 37

Колокольчик и платочек Задачи: развивать чувство ритма, внимание, координацию движений. Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий с платочком в центре круга, у ведущего игру — колокольчик. Дети идут по кругу вправо, а водящий двигается по внутреннему кругу влево. Все напевают или нараспев произносят считалку: Гори , гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо: птички летят, Колокольчики звенят! С окончанием фразы водящий останавливается, поворачивается лицом к двум стоящим рядом игрокам и произносит их имена: «Лена-Петя!» Ведущий звонит в колокольчик. Дети, чьи имена назвали, бегут по внешней стороне круга в разные стороны. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять платочек у водящего и поднять его вверх. Тот, кто добыл платочек, становится водящим. Живое пианино Задача: развивать умение управлять своим голосом. Ход игры. Роль одного из трех бубенчиков закрепляется за определенным ребенком. В руках у ребенка карточка с изображением этого бубенчика. По указанию музыкального руководителя (движение руки) ребенок должен спеть «свою» песенку — звук мажорного трезвучия.

Слайд 38

Бубенчики Задачи: развивать умение различать высоту звука, дать первоначальные представления о нотоносце и изображении звуков с помощью знаков. С помощью сказки дети знакомятся с бубенчиками, их звуковысотным звучанием, месторасположением на линейках нотоносца и цветовым обозначением. «Жили-были три веселых бубенчика: Динь — Дан — Дон. У каждого было не только свое необычное звонкое имя, но и своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким голосом. «Динь-динь-динь», — звенела его песенка ( проиграть верхний звук мажорного трезвучия ). Бубенчик Дан пел свою песенку средним голосом ( проиграть или спеть средний звук мажорного трезвучия ). А у бубенчика Дон голос был самым толстым, низким ( сыграть тонику ). Посмотрите на эти линейки. Догадайтесь, какой бубенчик звучит выше всех, а какой — ниже. Спойте песенку каждого бубенчика и покажите его место на линейках. Помните: бубенчик Динь с тоненьким высоким голосом живет на самой высокой линейке, а бубенчик с низким голосом живёт на нижней линейке. Кроме имени и песенки, каждый бубенчик любил носить одежду только определенного цвета — желтого, красного и синего. Бубенчик с самым тоненьким голосом носил одежду самого светлого цвета — желтого, а бубенчик с самым низким голосом — темного цвета — синего. Догадайтесь, где какой бубенчик?»

Слайд 39

Приглашение Задачи: развивать креативные возможности ребенка и способствует формированию навыков совместной творческой деятельности. Игровой материал: основной музыкальный фон – рнп « Калинка». Музыкальные инструменты: маракасы , треугольник, ложки, барабан, металлофон и др. Ведущим в этой игре выступает взрослый (воспитатель), который играет на музыкальном инструменте или же включает аудиозапись с этой мелодией. Задача каждого «музыканта» – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а в том ритме, который определит ведущий. Ход игры. Один или несколько детей ходят на мелодию куплета песни «Калинка», вокруг стола, на котором лежат музыкальные инструменты. На припев берут понравившийся инструмент и играют на нём в том ритме, который определил ведущий. Полученная в результате игры импровизация явится качественно новым музыкальным произведением.

Слайд 40

На лугу Задачи: учить детей реагировать на характер музы­кального произведения; передавать движениями музыкальный образ на­секомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки. Игровой материал. Трафареты полевых цветов и различных трав. Шапочки разных насекомых (на каждого ребенка). Ход игры. На полу разложены трафареты полевых цветов и различных трав. Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребенок должен закончить движение и «опуститься на цветок». Для того чтобы вызвать интерес к игре, целесообраз­но создать образную игровую ситуацию: предложить детям вспомнить лето и представить поляну, на которой растут разные цветы, куда все­гда прилетают насекомые, чтобы весело порхать с цветка на цветок. Например: «Жарким летним утром на полянке расцвели сразу разные красивые полевые цветы. Здесь были красавица ромашка, ароматная ярко- красная розочка и звонкий синий колокольчик. Все цветы про­сыпались рано утром и умывались росой. Нежный ветерок раскачивал их головки из стороны в сторону. Цветы ждали, когда же проснутся и прилетят шмели, стрекозы, красавицы бабочки, а также прискачет музыкант-кузнечик. Самыми нетерпеливыми были гвоздички . Они воз­мущенно говорили своим соседкам-ромашкам: "Когда же прилетят шмели, стрекозы, бабочки? Ведь очень весело, когда вокруг тебя кру­жатся красивые насекомые". Самым первым на полянке появился куз­нечик и стал играть веселую мелодию на своей скрипке. И сразу же прилетели бабочки, стрекозы и шмели. Насекомые кружились, порха­ли, жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть, и музыка смолкла. Тут же насекомые опустились на цветы. Но стоило кузнечи­ку заиграть снова, как все вокруг приходило в движение». Давайте, ре­бята, представим себя насекомыми и изобразим, как они веселятся, ле­тают на цветочной полянке.

Слайд 41

Угадай мелодию Задачи: развивать музыкальный слух, внимание. Игровой материал: два одинаковых набора колокольчиков разного звучания, ширма. Ход игры. Играющие разделены ширмой. (Можно обойтись и без ширмы. В этом случае играющих с их наборами колокольчиков сажают спиной друг к другу.) Один из играющих звенит каким-то колокольчиком, другой играющий в своем наборе должен найти соответствующий колокольчик и позвенеть им. Солнышко Задачи: учить определять высоту звуков, расположение нот на нотном стане. Игровой материал. Демонстрационный : большая картина ( фланелеграф ), изобража­ющая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа — 8 шт. Размер солнышка соотносится с нот­ным станом. Раздаточный: карточка с нотным станом на альбомном листе, вложенная в файл, и нотки-солнышки на двухсторонней липучке на каждого ребенка. Ход игры. Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. (Напевает произвольно.) Я, солнышко лучистое, Очень-очень чистое! Люблю я умываться И в лужицах купаться. (Говорит.)

Слайд 42

Музыкальная шкатулка Задачи: повторить изученный материал, развивать детское творчество. Игровой материал: красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор). Ход игры. В шкатулке помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально. В дальнейшем игра проводится как концерт. Музыкальные загадки Задача: развивать тембровый слух. Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. Ход игры . Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество фишек.

Слайд 43

Колпачки Игровой материал : три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка. Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нём под колпаками лежат музыкальные инструменты. Музыкальный руководитель вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чём он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок. Птички Игровой материал: б ольшая карточка размером 5x15 см и три маленькие карточки размером 5x5 см с изображением птичек (на каждого ре­бенка). Ход игры. Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок выклады­вает на большую карточку одну птичку; когда звучит два звука, выкла­дывает две карточки и т.д. Для создания игрового момента деятельности можно рассказать детям сказку, в которой ставится задача-стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры. Например: «В од­ном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дубу и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Ког­да пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады». Давайте все вместе помо­жем ему отгадать, сколько поет птичек.

Слайд 44

Музыканты Игровой материал: 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), магнитофон. Ход игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они были видны всем играющим. Проигрывают какое – либо музыкальное произведение. Вызванный ребёнок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный все хлопают. Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время. Цветик- семицветик Игровой материал. Демонстрационный : большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы «Слушание музыки» «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский ). «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский ). «Новая кукла» (П. Чайковский). «Болезнь куклы» (П. Чайковский). «Апрель. Подснежник» (П. Чайковский). «Шествие гномов» (Э. Григ). «Дед Мороз» (Р. Шуман).

Слайд 45

Ход игры. Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит необыкновенный музыкальный цветок . Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения, его жанра. Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки. Солнышко и тучка Игровой материал. Карточка разделена на три квадрата двумя вертикальны­ми линиями. На отдельных карточках изображено сияющее солнышко, сол­нышко, чуть прикрытое тучкой («спящее») и тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному. Ход игры. Число участников определяется коли­чеством комплектов пособия. Детям раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать три музыкальных произве­дения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, за­крывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением. Музыкальный репертуар: « Рондо-Марш» , Д . Кабалевского , «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...