Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Камалеева  Галина Гумеровна

Художественное творчеств как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Лебедушка» НМР РТ

Консультация для родителей

«Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста»

                                                                                              Воспитатель Камалеева Г.Г.

Нижнекамск

2022 г

         Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста.

 Поэтому я выбрала тему: «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это непросто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Моя цель, это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.

Задачи:

       - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности, формировать положительный настрой на занятиях. Формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.

        - Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию.

        - Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук у детей.

        - Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

         Для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста используем разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей.

       Художественные средства для развития мелкой моторики:  пластилин, соленое тесто, крупы,  природный  материал, бумага, салфетки, бисер, пуговицы, вата, нитки, бросовый материал.

В лепке, пластилинографии отрабатываем разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем, сглаживания.

      Много внимания уделяем нетрадиционному рисованию и аппликации.             Нетрадиционное рисование и аппликация - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных  интересных вещей: зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.

    В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой,  ватными палочками, печатями. Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу, на крупе.

Применяем на практике нетрадиционные виды аппликаций:

аппликация из ватных дисков, ниток, ваты, ткани, аппликация из цветной соли, цветного риса.

Воспитательная ценность нетрадиционной аппликации:

- Сенсорное  (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

- Умственное  (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);

 - Речевое (расширение активного и пассивного словаря детей, умение общаться, договариваться между собой);

- Нравственное     (развивать аккуратность и усидчивость, самостоятельность);

- Физическое    (развивается глазомер, координация движения рук).

            Самая увлекательная аппликация -это обрывная и мозаичная аппликация, аппликация из салфеток.

Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру.

Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает и салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работая с детьми трехлетнего возраста, постепенно ввели в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией.

Салфеточная техника имеет свои плюсы: выполняется легко, выглядит эффектно. Бумажные салфетки - с одной стороны очень простой, а с другой стороны - необычный материал для детского творчества.

-  Во-первых, салфетка - намного мягче, чем простая или цветная бумага, а это означает, что она легко может принять форму, которую ей придаёт ребенок.

-  Во-вторых,  в работе можно использовать не только прием  сминания кусочков салфетки в комочки и заполнение ими контура, но и прием скручивания (например, в тонкие жгутики, и прием отрывания.

- И в-третьих, разнообразная цветовая гамма и фактура бумаги и салфеток позволяет ребенку творить, выдумывать и реализовывать свои замыслы.

Нетрадиционные виды аппликации дают возможность создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы:

- развивает уверенность в своих силах, побуждают к творческим поискам и решениям;

- реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Салфеточную аппликацию можно использовать и в непосредственно образовательной деятельности. Если, к примеру, лексическая тема «фрукты и ягоды», то можно изготовить вместе с детьми вот такие тарелочки. Используя основные цвета салфеток. Это послужит развитию цветовосприятияразвитию мелкой моторики, а соответственно речи, закрепит лексическую тему «фрукты, ягоды».

      Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.

Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей когда видят на в ыставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы и консультации.

Взаимодействие с родителями:

-    Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе

-    Пополнение уголка творчества изобразительными материалами, бросовым

     материалом.

-    Консультации по развитию мелкой моторики рук

-    Мастер классы, семинары – практикумы, беседа с элементами практикума

-    Оформление стенда «Наше творчество»

     Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Работы стали приобретать осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. 

Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщая  детей к разным видам художественной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.

Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...

Презентация " Игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Главная цель : Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использования развивающих игр....

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Актуальность.Основные задачи.Комплексы игр и упражнений по развитию моторики рук....

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...