«Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста влияющие на дорожно-транспортные происшествия»
консультация (младшая группа)

Самарцева Наталья Витальевна

Распространённой ошибкой обучения Правилам дорожного движения является стандартный подход к детям любого возраста. Правила дорожного движения часто трактуются дословно, с использованием недоступной дорожной лексики, употреблением непонятных терминов, требующих от дошкольников абстрактного мышления, которое формируется только к концу младшего школьного возраста. Одним из условий эффективности профилактических мероприятий аварийности является учёт возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей поведения детей в дорожной среде. Необходимо учитывать и то, что для каждого этапа развития ребёнка характерны своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста влияющие на дорожно-транспортные происшествия»

Подготовка детей дошкольного и школьного возраста к безопасному участию в дорожном движении, должна включать в себя систему непрерывного формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном движении и воспитание дисциплинированности и культуры поведения на улице, дороге, в транспорте. Её организацию и проведение необходимо строить в обязательном взаимодействии детского сада с социально- педагогической средой и, в первую очередь, с семьями воспитанников.

Специалистами установлено, что предрасположенность ребёнка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена особенностями его психофизиологического развития:

- неустойчивость (непостоянство) и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность правильно оценить обстановку;

- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

- потребность в движении преобладает над осторожностью;

- специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль и др.;

- отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных; недостаток знаний об источниках опасности.

К причинам возникновения дорожно-транспортных происшествий относим, прежде всего, следующие: незнание мер обеспечения безопасного движения; отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению; неумение прогнозировать дорожную обстановку (неосознанная степень опасности); нежелание выполнять безопасные действия (недисциплинированность), пренебрежительное отношение к ним; подчинение старым, неверным к опасным привычкам поведения на улице; неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения; потеря бдительности; неумение действовать безопасно в резко (внезапно) изменившейся окружающей среде ( стихийное бедствие, отключение освещения и т.п.); другие опасные действия и явления. Следствием указанных выше причин является нарушение правил безопасности движения, а результатом - возникновение аварийной ситуации, которая нередко заканчивается дорожно-транспортным происшествием. К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние детей и их поведение в дорожных ситуациях, можно отнести: возраст ребёнка; его индивидуальные физиологические и психологические особенности..

 В психологических исследованиях (И.В.Дубровина, ИЛ.Дубишш В.И.Ковалез, М.А.Котик, и др.) были выявлены психологические качества, сказывающиеся на результатах взаимодействия элементов системы "человек транспортное сродство -дорога и среда":

- плохие способности к абстракциям, к выявлению связей междуявлениями, прогнозированию развития событий;

- плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность;

- повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность;

- высокая напряженность, взвинченность; несдержанность, склонность кконфликтам и др.

Таким образом, неправильное (опасное) поведение детей на дорогах, приводящее к возникновению дорожно-транспортных ситуации, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного участия в дорожном движении, так и причинами, заложенными в самой природе ребёнка.

Анализ материалов по безопасности дорожного движения, а также материалов, изложенных в работах В.К.Агафоновой, Ю.С.Боровера и др., изучение практики по организации предупреждения детского дорожнотранспортного травматизма, позволяют выделить следующий необходимый минимум основных навыков безопасного поведения на улице и дороге, которыми должны обладать все пешеходы и, особенно, дети:

1. Навык переключения внимания на улицу (различать границу, за шторой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда).

2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения).

3. Навык наблюдения (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление Будущего их движения).

4. Навык предвидения опасности (умение видеть все’ предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов).

5. Навык переключения на самоконтроль (умение следить за своим поведением). Раскрывая сущность и содержание умений безопасного поведения учащихся в дорожном движении, одновременно определяем и содержание основных "законов" безопасности дорожного движения.

Первый "закон" безопасности движения: "ЧЕМ ВЫШЕ СКОРОСТЬ - ТЕМ

БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ, ЧЕМ ВЫШЕ ОПАСНОСТЬ - ТЕМ МЕНЬШЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СКОРОСТЬ".

Второй "закон": "НЕ ВИДИШЬ - ОСТАНОВИСЬ ИЛИ РЕЗКО СНИЖАЙ СКОРОСТЬ".

Третий "закон” - "УМЕТЬ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗОПАСНО!". Эта "законы" в равной степени касаются и водителей, и пешеходов.

Обучение и воспитание детей должны быть, организованы непрерывно и систематически с учетом возраста детей. Это обусловливается тем, что на каждом возрастном этапе развития ребёнка создаются так называемые социальные ситуации развития.

Психофизиологические особенности поведения на дороге детей дошкольного возраста

Распространённой ошибкой обучения Правилам дорожного движения является стандартный подход к детям любого возраста. Правила дорожного движения часто трактуются дословно, с использованием недоступной дорожной лексики, употреблением непонятных терминов, требующих от дошкольников и школьников начальной ступени образования абстрактного мышления, которое формируется только к концу младшего школьного возраста. Одним из условий эффективности профилактических мероприятий аварийности является учет возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей поведения детей и подростков в дорожной среде. Необходимо учитывать и то, что для каждого этапа развития ребенка характерны своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам. Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастанием интереса к окружающему миру, в частности к средствам передвижения. У дошкольников восприятие непосредственно, внимание непроизвольно. Дети способны воспринимать окружающие предметы, которые находятся только вблизи, поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, которые несут эмоциональную нагрузку.

В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:

- неразвитость бокового зрения (на 20-25% оно меньше, чем у взрослого);

- расторможенность и отсутствие координации движений, например,

путаются ноги при быстрой ходьбе, что затрудняет выполнение действий, даже если ребенок сознательно выполняет все правила дорожного движения для пешеходов;

- неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию, видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль;

- неразвитость ориентировки в пространстве, что затрудняет распознание источников звуков и их направления, определение своего местоположения относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между), способность к восприятию пространственных отрезков.

- неразвитость слухового восприятия, что не позволяет ребенку быстро отличить один сигнал (раздражитель) от другого, например, звук работающего двигателя от других шумов на дороге, для правильного выбора направления движения;

- маленький объем памяти и внимания. Шестилетний ребенок одним взглядом при благоприятных обстоятельствах может охватить лишь два-три элемента дорожно-транспортной ситуации (сигнал светофора, разметку на дороге или пешехода, идущего впереди), затем количество воспринимаемых и запоминаемых элементов возрастает (у подростка — пять-шесть элементов, у взрослого - семь-восемь), поэтому за одно занятие дети могут усвоить не более двух-трех новых элементов (например, два правила дорожного движения и один знак, в зависимости от сложности знака и правила дорожного движения);

- трудность установления причинно-следственных связей, что приводит к непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их виды (дети боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов);

- преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными.

Дошкольник не понимает, что реальные транспортные средства на дороге не могут мгновенно, как их игрушечные автомобили, остановиться, даже если водитель видит его;

- маленький рост и вес ребенок (уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте б лет — около 110 см), что несет в себе двойную опасность, с одной стороны, ограничивая обзор и восприятие дорожной ситуации самому ребенку, с другой — делая его незаметным для водителя.

Важно! Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире.

Чему учить, что развивать:

- боковое зрение, необходимое для ориентации в дорожных ситуациях,

слухового и зрительного восприятия дорожной среды;

- умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать опасные и

безопасные действия на улицах и дорогах;

- умение смотреть, видеть и слышать происходящее на дороге, определять

соотношение размеров машин (большая, тяжелая, грузовая или маленькая,

легковая и т.д.);

- развивать наблюдательность, внимание, память, постепенно увеличивая их

объем;

- глазомер, чувство времени при оценке скорости машин и т.д.;

- чувство опасности дороги и транспортных средств, но не страха.

Помните! В связи с легким забыванием инструкций, поверхностным восприятием требований Правил дорожного движения необходимо использовать большое количество практических занятий и постоянно напоминать о необходимости быть осторожным.

При обучении дошкольников ПДД следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности. Не все дети способны воспринимать зрительную, двигательную, и слуховую информацию одновременно и эффективно. Одна из этих сенсорных систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие развиты слабее.

Важно! Не перегружать непонятной терминологией по правилам безопасного поведения. Также надо помнить, что на детей дошкольного возраста большое влияние оказывает пример родителей, взрослых и всех «значимых других людей».

Причины  ДДТТ

Характеристики поведения ребёнка

Игровая или иная

увлечённость

Слабо развитое переключение внимания,

недостаточно развито чувство опасности, в т.ч.

опасности игр вблизи и на проезжей части.

Логически не

прогнозированное

поведение особенно в

быстро меняющейся и

экстремальной дорожной

обстановке

Яркие негативные состояния (испуг, страх,

боязнь), импульсивность, отсутствие оценки

дорожной ситуации, неумение прогнозировать

дорожную обстановку, недостаточный

практический опыт передвижения в условиях

дорожного движения (ДД), несформированность

координации движений, неумение сопоставления

скорости и расстояния, отсутствие навыков

ориентации в пространстве, в том числе

трудности в ориентации, связанные с одеждой

(капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие

причины.

Снижение бдительности в

состоянии усталости.

Снижение функционального состояния многих

систем организма.

Переход проезжей части в

неустановленном месте или

вне пешеходного перехода

Неосознанное подражание нарушающим ПДД

взрослым, чаще всего родителям или

родственникам.

Неподчинение сигналам

регулирования

Недостаточный опыт передвижения в условиях

ДД, сниженная реакция на изменение дорожной

обстановки, медленное реагирование на смену

сигналов светофора.

Не замечают

приближающейся

транспорт и ошибочно

считают, что они находятся

в безопасности

Суженное восприятие, рассеянное внимание,

неразвитое боковое зрение, сниженная

ориентировка на дороге, дорожные знаки и ТС,

недостаточно развитое чувство опасности. С

возрастом расширяется поле зрения за счет

увеличения наружной границы, определяющей

возможность обозрения справа и слева.

Езда на  самокатах, велосипедах, по

проезжей части дороги

Незнание ПДД, низкий уровень правосознания, а

также низкий уровень правосознания родителей

или законных представителей

Чему учить, что развивать:

- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко - далеко, ближе - дальше, рядом, около и пр.);

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос: «Что обозначает этот знак?»);

- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

- различать, сравнивать, группировать транспортные средства по видам (наземный, подземный, водный, воздушный) и принадлежности («общественный» и «личный»).

- характеризовать и объяснять значение слов «опасность», «опасный», «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»;

- развивать скорость реакции (через подвижные игры, используя тематику ПДД), познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);

- приобретать навыки и положительные привычки безопасного поведения на дорогах.

Для детей дошкольного возраста  создать эмоциональную мотивационную направленность на соблюдение ПДД с тем, чтобы они испытали эмоциональную потребность в правильном поведении, сделали эту потребность достоянием собственного сознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма

·        перспективное планирование по работе с детьми и родителями;·        перспективное планирование целевых прогулок;·...

Реализация инициативы по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

В наше время, время высоких скоростей, целенаправленная деятельность по своевременному предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у дошкольников навыков осознанного безопа...

Публикация "Работа с детьми дошкольного возраста по предупреждению дорожно-транспортного травматизма" стр. 365

Сборник "Детство как антропологический, кульрологический, психолого-педагогический феномен" . Материалы VI Международной научной конференции Самара. 26-27 ноября 2020г.https://drive.google.c...

Роль двигательной активности в физическом и психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста

Еще Аристотель в своих трудах писал, что жизнь требует движения, а позже Циолковский отметил, что ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли, и таких примеров можно привести ещ...

Викторина для детей младшего возраста по предупреждению дорожно- транспортного травматизма

Викторина для детей младшего возраста по предупреждению дорожно - транспортного травматизма...