Методические рекомендации для педагогов и родителей «Организация речевых игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Большой успех достигается в работе с детьми по исправлению недостатков речи, если непосредственно образовательная деятельность проводится в игровой форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов и родителей
«Организация речевых игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста»
Учитель – дефектолог
МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма»
Лобова Надежда Андреевна
«Организация речевых игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста»
Большой успех достигается в работе с детьми по исправлению недостатков речи, если непосредственно образовательная деятельность проводится в игровой форме. В логопедической работе с детьми просто необходимо использовать игры. Здесь игровые приемы еще более полезны, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
При организации речевых игр и упражнений я руководствуюсь такими рекомендациями:
* Игры не должны быть длительными по времени (5-10 мин);
* Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом;
* Игра должна быть живой, интересной, занимательной для ребенка, поэтому в ней должны присутствовать элементы соревнования, награды за успешное выполнение заданий, красочное и забавное оформление;
* Игра может быть как частью логопедического занятия, так и самостоятельным занятием;
* В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
* В игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
* В процессе игры педагог принимает непосредственное участие. Степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры. По ходу игры вносятся необходимые коррективы и правки в речь детей.
1. В узнавании звука на фоне слов помогут следующие игры:
Игра «Живые звуки».
Цели: Формирование навыка фонематического анализа, учить определять заданный звук на фоне слова.
Ход игры:
Трое детей выходят к доске, у одного из них — буква А, у другого — буква У, у третьего — И. Педагог называет слово мак — ребенок делает шаг вперед, показывая букву А. Педагог называет слово суп. Второй ребенок встает слева от первого и показывает букву У. Педагог называет слово кит. Третий ребенок встает между детьми. Остальные дети читают, что получилось. (Аиу.) Слова: куст, парк, мир; лук, рис, бак; рак, сук, пир.
2. Вычленение первого и последнего звуков из слова.
Игра "Поймай звук в слове"
Цели: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных согласных.
Ход игры: Ребенку предлагается "Поймать" звук в начале слова и подобрать пары слов с одинаковым первым звуком. Например: лимон - ландыш и т.д.
3. Определение последовательности, количества и места звука в слове
Игра «Подбери имена»
Цели: совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов.
Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов, разноцветные фишки.
Ход занятия. Педагог помещает картинку с изображением кота на наборное полотно, просит детей рассмотреть и назвать ее, а затем назвать по порядку звуки, из которых состоит это слово, и обозначить их кружками. Дети произносят по порядку звуки [к], [о], [т] и обозначают их кружками (синий, красный, синий). Затем педагог предлагает детям вспомнить имена, которые начинаются со звуков [к], [о], [т]. Эту часть игры можно провести как соревнование: победит тот, кто вспомнит больше имен на заданные звуки и получит больше фишек. [К] — Катя, Коля, Карина; [О] — Оля; [Т] — Таня, Тоня, Тамара, Толя. Завершить игру можно составлением и чтением «ключевого» слова кот. Так же можно провести игру с «ключевыми» словами рак, эму, аист) лама.
Список использованной литературы
- Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха. М.: ТЦ Сфера, 1996.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, М.: ТЦ Сфера, 1996.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998.
- Хватцева М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М.: Гос. Уч.-пед.изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1961.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» (с использованием ИКТ)
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда;расширять знания детей об ист...
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник изумрудного города»
Цель: Способствовать развитию интеллектуальных способностей у детей.Задачи:Образовательные:Закреплять умение в счете от 1до 10;Закреплять умение классифицировать предметы по двум призна...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ...
Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"
Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...
Использование логоритмических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития)
Использование логоритмических упражнений может быть использовано педагогами ДОУ и родителями, так как данные логоритмические упражнения эффективно влияют на развитие речи и мелкой и общей моторики дет...
Рекомендации для родителей «Организация и проведение масленичной недели с детьми старшего дошкольного возраста в семье
Консультация - рекомендации для родителей «Организация и проведение масленичной недели с детьми старшего дошкольного возраста в семье...