Задержка развития речи
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Илюхина Оксана Викторовна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задержка развития речи

Задержка речевого развития (ЗРР) - это состояние ребенка, когда ребенок, имея достаточно развитое эмоциональное и психическое состояние, тем не менее не использует речь в то время, когда он уже должен был начать пользоваться речью.

Теперь давайте разберемся - какие сроки начала появления речи у ребенка следует считать критическими.

Когда ребенок должен начать говорить?

В год ребенок должен уметь говорить примерно 10 простых слов и в пассивном словаре знать примерно 200 предметов, таких как штанишки, гулять, кроватка, бутылочка, игрушка, погремушка, слоник, курочка, умоемся, купаться и т.п. Кроме того, ребенок должен понимать речь, с которой к нему обращаются и реагировать на неё. Например, на слова "где мама?" поворачиваться к маме или улыбаться маме. 

В 2 года ребенок уже умеет строить фразы и короткие предложения, начинает использовать распространенные прилагательные. Словарный запас активно используемых слов должен быть больше 50. В идеале 100. 

В два с половиной года ребенок уже использует сложные предложения и умеет задавать вопросы: где? куда? Знает свое имя, подражает животным: ку-ка-ре-ку, гав-гав. В речи уже появляются малораспространенные прилагательные: яркий, деревянный, золотой, серебряный.

В три года ребенок уже способен составить рассказ по картинке, говорит о себе в первом лице, использует наречия (далеко, близко, скучно) и числительные. Ребенка уже способен понять и малознакомый вам человек. Основные проблемы в этом возрасте - это проблемы с произношением отдельных звуков. Речь ребенка 3 лет уже грамотно построена. Если вы спрашиваете ребенка: "Хочешь гулять?" и получаете ответ: "хочешь" вместо "хочу", значит у вас есть повод обратиться к специалисту.

Однако не стоит забывать, что все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам.

Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев. То есть, если ребенок и в два года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря, значит, ребенок имеет задержку  в развитии речи.

Многие считают, что есть некая зона речи в мозге ребенка, которая отвечает за развитие его речи. На самом деле за формирование речи отвечает согласованная работа левого и правого полушарий мозга. Для правильного развития речи и ее своевременного появления необходимо, чтобы гармонично и правильно развивалось правое полушарие (эмоционально-образная сфера, пространственное мышление, интуиция) и левое полушарие (рационально-логическое мышление).

Мальчики имеют нервные волокна, соединяющие оба полушария, тоньше, чем таковые у девочек, поэтому мальчики часто отстают от сверстниц в развитии речи.

Однако при правильном и быстром реагировании родителей на отставание в развитии речи мальчиков - это отставание легко преодолевается и в дальнейшем именно мальчики мыслят более образно и точно, поэтому среди мальчиков так много писателей и поэтов.

Однако если ситуацию с развитием речи списать на особенность развития мозга у мальчиков и не заметить истинного отставания в развитии речи, можно столкнуться с серьезным отклонением в речевом и психоречевом развитии. Простой пример: среди заикающихся детей - мальчиков больше, чем девочек, а также среди детей с дизартрией (нечеткое, непонятное произношение многих звуков) - мальчики преобладают.

Что считать речью? Считать ли речью произношение отдельных звуков, таких, например, как "би-би", "кап-кап" или "бя-бя"? Да. Специалисты считают эти звукосочетания словами, ведь для ребенка - это настоящие слова. Так он обозначает машинку, дождик и бабушку. Малыш может обозначать звукосочетанием "куп-куп" и слово купаться. Да - это уже речь. Но если ребенок и в два с половиной года на произносит хотя бы "ба-ба дем уять" (бабушка пойдем гулять), то надо обязательно бить тревогу.

В возрасте до 3-х лет специалисты обязательно найдут причину задержки речевого развития и помогут ребенку начать говорить.

Основные поводы для тревоги и начало задержки речевого развития:

1. Если в возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на жесты взрослых, не улыбается и не гулит, когда к нему обращаются.
2. Если в возрасте 8-9 месяцев у ребенка нет лепета: па-па, та-та, ду-ду, агу, а в год ребенок очень тихий.
3. Если ребенку уже полтора года, а у него еще нет простых слов: мама, папа, дай, баба и т.п. и ребенок не выполняет простейшие просьбы мамы: иди сюда, подними игрушку, сядь и т.п.
4. Если у ребенка имеются трудности с сосанием, жеванием. Если в полтора года ребенок не может жевать и давится.
5. Если в два года ребенок использует несколько слов и не повторяет за окружающими новые слова.
6. Если в два с половиной года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может принести что-либо, не может составить фразу из двух слов.
7. Если в три года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама. Не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений.
8. Если ребенок использует речь не для коммуникации - например, просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту, тогда надо срочно обратиться к психиатру.
9. Если у ребенка в любом возрасте постоянно идет слюнотечение из открытого рта (не учитывая период прорезывания зубов).

Родителям следует знать, что задержка развития речи (ЗРР) - это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, цнс, генетического отклонения или же психического расстройства. Очень разные неблагоприятные воздействия в период беременности матери (токсикоз, гипоксия, преэклампсия, эклампсия, маловодие, многоводие) и родов (стремительные роды, стимуляция родов, роды с выдавливанием ребенка, использование щипцов, кесарево сечение, родовые травмы, асфиксия плода в родах) ребенка, развития в первые месяцы жизни и нарушения психических и физических условий развития ребенка дома могут привести к задержке речевого развития.

В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист. Задержка психического развития не ставится ребенку с отставанием в развитии речи, если умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме.

Но обычно после 5 лет, когда ребенок нуждается в общении со сверстниками, и не получает его, вследствие неполноценности речи, он получает психологическую травму и имеет отставание в психическом развитии. Иногда задержка развития речи связана с задержкой психомоторного развития - ребенок позже начинает сидеть, прыгать, бегать, неуклюж.

Решая проблему с моторикой ребенка можно спонтанно решить проблему с речью. Но такие случаи редки и проблему задержки развития речи нужно решать в комплексе.  Часто после 4 летнего молчания дети с задержкой речи нуждаются в обязательном медикаментозном лечении.

Задержка в развитии

ЗАДЕРЖКА В РАЗВИТИИ - нарушение нормального темпа психического развития ребенка вследствие соматических заболеваний, психологических расстройств, поражений центральной нервной системы и др.

Задержка характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объемом памяти и т. п. Особенно ярко задержки в развитии проявляются в начале школьного обучения. В отличие от олигофрении задержка психического развития носит временный характер и коррегируется в условиях специального обучения. 

Метод Томатис успешно зарекомендовал себя в целях борьбе с задержками в развитии, тугоухостью, расстройствами речи, в т.ч дислексией, а также неуспеваемостью и гиперактивностью у детей. Он приводит к улучшению способностей изучения языков, коммуникабельности и увеличению творческого потенциала человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка развития речи у детей

Отставание детей в речевом развитии редко вызывает беспокойство их близких. Чаще всего родители не воспринимают задержку развития речи своего ребенка как проблему, полагая, что с возрастом все решится...

Задержка развития речи у детей

Отставание детей в речевом развитии редко вызывает беспокойство их близких. Чаще всего родители не воспринимают задержку развития речи своего ребенка как проблему, полагая, что с возрастом все решится...

Причины задержки развития речи

1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.2. Невостребованность речи....

Причины задержки развития речи

1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.2. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, ...

Задержка развития речи у детей.

Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным ...

Задержка развития речи у детей

В данной статье раскрывается понятие задержки развития речи, описываются необходимые диагностические обследования, особенности раннего развития ребенка, на которые родителям необходимо обратить вниман...

Консультация для родителей "Симптомы задержки развития речи"

Проблема знакомая для родителей. Малыши  в  возрасте от 1.5 до 3 лет, как определить развитие речи идет в соответствии с возрастом или стоит обратиться к специалистам?...