Задержка развития речи у детей
рабочая программа по логопедии (средняя группа) по теме

Отставание детей в речевом развитии редко вызывает беспокойство их близких. Чаще всего родители не воспринимают задержку развития речи своего ребенка как проблему, полагая, что с возрастом все решится само собой.

ребенокТакой подход вряд ли можно назвать правильным, ведь речевые отклонения могут тормозить умственное развитие ребенка, стать препятствием в нормальном общение с другими детьми, причиной психических травм и будущих комплексов. Кроме того, задержка речи у детей может свидетельствовать о серьезных нарушениях центральной нервной системы вследствие внутриутробной, родовой или послеродовой травмы, наследственного или перенесенного инфекционного заболевания. Поэтому чрезвычайно важно при появлении первых признаков задержки речевого развития ребенка выявить его причину, ведь если речевые отклонения вызваны поражениями головного мозга, то чем раньше будет проведено лечение, тем больше шансов на полное восстановление его нарушенных функций.

Речевое развитие детей происходит в несколько этапов

Уже начиная с третьей недели, новорожденный должен издавать звуки в ответ на обращенную к нему речь. С полутора до пяти месяцев у новорожденных длится период гуления – произнесение согласных г, х, к в сочетании с гласными у, ы. Малыш гулит как спонтанно, так и «отвечая» взрослым. В возрасте примерно шести месяцев начинается стадия лепета – ребенок произносит отдельные слоги, сочетания повторяющихся слогов – ма-ма, ба-ба ит.п. Первые слова, имеющие значение, дети начинают говорить приблизительно в 11 месяцев, к годовалому возрасту словарный запас должен составлять не менее 5-10 слов. К полутора годам дети полностью понимают обращенную к ним речь, могут выполнять простые просьбы. По достижении двухлетнего возраста ребенок должен разговаривать простыми предложениями, а еще через год – вести беседу, рассказывать о несложных событиях.

Если на каком-то из этих этапов ожидаемые речевые навыки не появились, необходимо проконсультироваться со специалистами (неврологом, отоларингологом, логопедом) для выяснения причины задержки речевого развития. Наряду с причинами неврологического характера речевые отклонения могут вызываться нарушениями слуха ребенка, а также психологическими причинами – недостаточным вниманием к нему со стороны взрослых.

В ситуации, когда у малыша 1.5-2.5 лет отсутствует активная речь, перед родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать? В раннем возрасте различные нарушения развития по своим проявлениям часто имеют схожесть. Но нарушения развития речи практически всегда сопровождают любой дефект. Поэтому наблюдение за ребенком логопеда и при необходимости коррекционные занятия помогут дать толчок в развитии речи малыша, если это задержка речевого развития, или определить первичное отклонение (задержку психического развития, олигофрению, нарушения слуха, аутизм).

логопедОбычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи малыша в дальнейшем. Часто в раннем возрасте уровень недоразвития речи выглядит примерно одинаково у детей с различными отклонениями в развитии. Поэтому предположить перспективы речевого развития можно только в ходе логопедических занятий, учитывая динамику или «топтание на месте». Одни дети могут быстрыми темпами догнать и перегнать своих сверстников в речевом развитии. Здесь можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР) и в перспективе зачастую у таких детей не бывает проблем с обучением в школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий, продолжающихся не один месяц и даже год, не могут полностью преодолеть свою речевую недостаточность в дошкольном возрасте, у них могут возникать проблемы с обучением в школе. Здесь речь может идти о серьезной речевой патологии – моторной, сенсорной или сенсо-моторной алалии, общем недоразвитии речи. Таких детей логопеды сопровождают всю начальную школу.

В случае ЗРР логопедическая помощь может носить и консультативный характер: логопед обучает родителей, как заниматься с малышом дома, родители выполняют рекомендации и приходят на повторную консультацию через 2-3 месяца. Отслеживается динамика речевого развития, даются новые задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №87 Невского района Санкт-Петербург

Консультация для родителей

«Артикуляционные упражнения и словесные игры,

их роль в развитии речи детей 4-5 лет»

2013-2014 год

Очень важно проводить артикуляционную гимнастику, которая подготовит артикуляционный аппарат малыша к овладению звуками речи. Такая гимнастика обычно проводится на начальном этапе работы. Она нужна для усвоения и закрепления определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Предлагаем вам познакомиться с некоторыми упражнениями артикуляционной гимнастики, потому что для того, чтобы вы сумели помочь ребенку, вы должны сами уметь выполнять упражнения правильно и понимать, зачем они нужны. Обращаем ваше внимание на то, что положение органов артикуляционного аппарата при выполнении упражнений нужно фиксировать на несколько секунд. Можно применять счет.

         Перед началом занятий создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой. Если малыш по какой-то причине не хочет заниматься, отложите занятия до более удобного для него времени. Занятия необходимо проводить систематически, по 15-20 минут ежедневно (кому-то и 5 минут). Помните, что поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. 

Упражнение:

Слон  
Вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Бегемот   
Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Блинчик  
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти; потом до десяти.

Лягушка  
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.

Повторить 3-4 раза. 

Особенности звуковой  речи детей 4-5 лет

        В основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонематический слух, на умения и навыки фонематического восприятия, благодаря которым развивается умения и навыки языкового и звукового, а в дальнейшем и звукобуквенного анализа и синтеза.

        Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Однако в процессе общего и речевого развития у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, речь других еще далеко от совершенства.

        На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир ребенок чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами.

        Концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными (прилагательными, союзами). К концу года использует в речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Но ребенок не пользуется собирательными существительными (одежда, обувь, фрукты, овощи). Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи. Иногда ребенок, не зная названия предмета, употребляет, обобщающие слова. 

        В процессе овладения новыми словами ребенок, запоминает их и начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий. Это значит, что у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке.

        Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания; при образовании родительского падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания; при образовании родительского падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания [-ов, -ев] на другие склонения; допускаются часто ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных; неправильно изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы.

        На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становится более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных.

        Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных, становятся возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более). Некоторые дети начинают сосредотачивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников. Большинство детей правильно произносят такие ранее непроизносимые звуки, как звуки [ы], [э], [х], приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляются звук [ц]. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза, но большинство не произносят шипящие звуки, заменяя их твердыми свистящими. Сонорные звуки заменяют звуком й или ль.

        Ребенка пятого года жизни отмечается значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становиться разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

        Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети пятилетнего возраста все чаще используют прилагательные, чем дети четырехлетнем возрасте. Прилагательные они пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных м пространственных отношений: для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка) . Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения в роле подлежащих, сложные предлоги (из-под, около и другие).  Появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), но ребенок их употребляет еще очень редко.

        В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах.

        У детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребенок пытается установить свойства в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «Маша – каша, Миша – Гриша».

        В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия, порою лишая их при этом всякого смысла. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

        В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребенка начинает формироваться представление о том, что слово имеет смысловую и звуковую стороны. Оно всегда обозначает какой-то предмет, явление, качество и состоит из звуков, звучит.

        Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки.

        На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

        В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [рь], [р]  отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Часто правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. У некоторых детей еще неустойчивое и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например свистящими и шипящими одновременно, звуками [л] и [р]: старушка, лаборатория. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые знания или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такое несовершенство звукопроизношения со временем исчезает .

        Характерна для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, даже в оном и том же слове (сейчас» и через минуту это же слово звучит «сейцас» или «жук зуззит», «петушок золотой гребесок»). В одном звукосочетании ребенок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» - тут же ребенок говорит «часы».

        Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят к правильному произношению звуков[ ш, ж] и звука[р] . Ребенок начинает непомерно часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: «горубой» (голубой), «шад» (сад), «рампа» (лампа), «жонтик» (зонтик), «шобака» (собака). Обычно эта замена не случайна. Ребенок, почти как правило, заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями недостающего, у ребенка звука. если вместо  р он произносил л, то теперь он делает обратную замену, не сразу ориентируясь, где она нужна ,а где неуместна («горубой», «рошадь»).

        К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуком. Речь в целом становится чище, отчетливей. В меньше степени встречаются перестановки и употребления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов. Возрастная речевая активность детей, они чаще и чаще задают вопросы взрослым. Начинают овладевать монологической речью.

        К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка, однако некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук [р]. У некоторых отмечаются искаженное произнесение звуков [с], [з]  (при высунутом между зубами кончике языка), звука [р] ( не за счет колебания кончика зуба, а в результате дрожания мягкого нёба или язычка). Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.

        Таким образом, в среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Это создает благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения.

        Воспитатель начинает работу по развитию фонематического слуха, по развитию слухового восприятия, а также звуковой культуры речи используя в работе разнообразные средства воспитания. Таким образом, к концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.

Словесная игра:

«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)

 
          Взрослый называет пару слов, например «огурец – овощ» и предлагает подобрать похожую пару из следующих слов: ромашка  - (земля, цветок, клумба). Ребенок выбирает из названных слов нужное и называет пару: «Ромашка – цветок».


Помидор — огород,    яблоко -  (забор, сад, груша).
Часы — время,     градусник -  (кровать, температура, окно).
Машина — мотор,     лодка -  (парус, вода, палуба).
Стол — скатерть,     пол -  (мебель, доски, ковер).
Молоток — гвоздь,     нож  - (доска, хлеб, ящик).
Костюм — ткань,     дом   -  (забор, кирпичи, лестница).
Стул — дерево, булка  - (стол, зерно, нож).
Окно — дом, глаз  - (рот, очки, лицо).
Телефон — ухо, телевизор  - (радио, антенна, глаз).
Шапка — голова, сапог  - (щетка, мальчик, нога).
Шерсть — овца, молоко  - (сыр, корова, кот).
Гвоздь — молоток, шуруп  - (отвертка, клещи, доска).
Ручка — пенал, тетрадь   - (книга, парта, портфель).
Кошка — котенок, курица -  (утка, петух, цыпленок).
Трамвай — троллейбус, стол  - (книга, кресло, дерево).
Курица — петух, кошка -  (котенок, кот, молоко).
Машина — шофер, самолет  -  (машинист, летчик, небо).
Чтение — буква, счет -  (задача, число, вопрос).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка развития речи у детей

Отставание детей в речевом развитии редко вызывает беспокойство их близких. Чаще всего родители не воспринимают задержку развития речи своего ребенка как проблему, полагая, что с возрастом все решится...

Задержка развития речи у детей.

Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным ...

Задержка развития речи у детей

В данной статье раскрывается понятие задержки развития речи, описываются необходимые диагностические обследования, особенности раннего развития ребенка, на которые родителям необходимо обратить вниман...

Особенности работы учителя-логопеда с задержкой развития речи у детей дошкольного возраста

Речь является одним из важных аспектов развития ребенка. И задержка в формирвании речи может создать трудности для успешной адаптации в обществе и в обучении в будущем. Учитель-логопед играет ключевую...

Рекомендации для родителей " Причины задержки развития речи у детей в раннем возрасте"

Рекомендации для родителей "Причины задержки  развития речи у детей раннего возраста"...