«Развивающий сенсорный «Чудо-куб» своими руками» Методические рекомендации для родителей
методическая разработка (младшая группа)
В методических рекомендациях представлены материалы для родителей детей третьего года жизни по созданию и применению дидактического пособия «Развивающий сенсорный «Чудо-куб».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32
муниципального образования Тимашевский район
«Развивающий сенсорный
«Чудо-куб» своими руками»
Методические рекомендации для родителей
Гурина С.Н.
воспитатель МБДОУ д/с №32
ст. Медведовская
2022г.
«Развивающий сенсорный «Чудо-куб» своими руками» методические рекомендации для родителей / авт.-сост. С.Н.Гурина
2021г. – 15 с.
В методических рекомендациях представлены материалы для родителей детей третьего года жизни по созданию и применению дидактического пособия «Развивающий сенсорный «Чудо-куб».
Автор - составитель:
С.Н.Гурина, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 32 муниципального образования Тимашевский район
Содержание
Пояснительная записка………………………………………….3
Теоретическое обоснование дидактического пособия «Развивающий сенсорный «Чудо-куб» своими руками………3
Задачи при использовании данного пособия…………………..4
Дидактические принципы ФГОС использования пособия…...5
Методы работы…………………………………………………..5
Ожидаемые результаты при использовании пособия………...6
Технические характеристики пособия…………………………6
Что нужно , чтобы сделать развивающий куб?..........................6
Практическое обоснование дидактического пособия………...7
Правила эксплуатации и безопасности………………………..9
Примеры дидактических игр и упражнений
-Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»………….10
-Дидактическая игра «Накорми животных»…………………10
-Дидактическая игра «Собери пирамиду»……………………11
-Дидактическая игра «Шарики для слона»…………………..12
-Дидактическая игра «Домик для улитки»…………………..13
-Дидактическая игра «Тучка и капельки»……………………14
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации разработаны для родителей с целью оказания им помощи в создании развивающего сенсорного куба в домашних условиях и использования его с детьми третьего года жизни.
Цель данных методических рекомендаций показать родителям последовательность изготовления развивающего сенсорного «Чудо-куба» для детей младшего дошкольного возраста, а также оказать практическую помощь в организации игровой деятельности с данным пособием.
Содержание методических рекомендаций соответствует ФГОС ДО, в котором одним из показателей физического и нервно - психического развития ребенка является развитие рук, ручных умений, то есть мелкой моторики. Использование в работе с дошкольниками развивающего сенсорного куба позволит реализовать эту задачу в семье, выбрать составляющие для работы с данным пособием.
Теоретическое обоснование дидактического пособия «Развивающий сенсорный «Чудо-куб» своими руками»
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста помогает получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный чудо-куб» представляет собой комплекс игр, направленных на сенсорное воспитание ребенка, развитие мелкой моторики рук и здоровье сберегающих технологий (дыхательная гимнастика, массаж, пальчиковая гимнастика).
Пособие предназначено:
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Задачи при использовании данного пособия:
• развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;
• развивать тонкие движения пальцев рук;
• развивать у детей речь, внимание, воображение, память;
• развивать у детей коммуникативные способности;
• формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет, величина, форма и т. д.);
• воспитывать самостоятельность, умение играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Дидактическое пособие используется как в совместной с родителями, так и в самостоятельной игровой деятельности детей в домашних условиях.
Дидактические принципы ФГОС использования пособия:
- насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
- вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
- трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
- доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.
- безопасность- наличие безопасного материала.
Методы работы:
- показ
- объяснения
- вопросы
- дидактическая игра
- изобразительная деятельность
Ожидаемые результаты при использовании данного пособия:
Познавательное развитие:
- сформированы знания о животных и их детенышах, чем питаются
- сформированы первичные представления о себе
Сенсорное развитие:
- сформированы сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, количестве.
- скоординированы движения пальцев рук.
Речевое развитие:
- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- проявляет любознательность и активность;
- имеет первичное представление о мире и природе;
- приобретает необходимые умения и навыки.
Технические характеристики пособия:
Общая информация:
- шестигранный куб может быть настольным или напольным (переносной).
- его можно изготовить из разных материалов. Главное, чтобы они отвечали требованиям безопасности, были не токсичны, легки и гигиеничны.
Что нужно, чтобы сделать данный развивающий куб?
- фетр (6 больших разноцветных листов и много обрезков);
- кнопки;
- липучка (в данном случае липучка самоклеящаяся);
- замочек;
- пуговицы;
- люверсы;
- поролоновый кубик размером 20 на 20 см;
- ленты.
На каждой грани «Чудо - кубика» размещаются разнообразные задания, игры и упражнения в зависимости от интереса и возраста детей. Задания могут меняться на другие.
После того как «Чудо- куб» готов, можно
приступить к играм!!!
Практическое обоснование дидактического пособия «Развивающий сенсорный «Чудо-куб» своими руками»
Функциональные возможности «Чудо-куб» для организации игровой образовательной деятельности
В игровой образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. Дидактические предметные и сюжетные картинки, счетный материал, геометрические фигуры расположенные на гранях куба, могут прикрепляться и легко сменяться (на липучках, кнопках, пуговицах, тесьме, лентах, шнурках для подвязки). Пособие мобильное, легко переносится, что дает возможность организации игровой образовательной деятельности не только в домашних условиях, но и брать его с собой в дорогу, реализуя принцип полифункциональности.
Через организацию игровой образовательной деятельности можно обучать детей формировать элементарные математические представления, целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребенка, развивать творческую активность.
Используя данный материал, рекомендуется:
1) Игры и упражнения должны быть легкими для восприятия.
2) На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
3) Не стараться показать сразу много игр, предлагать разные варианты одной игры.
4) Обучение должно проходить в игровой форме, с усложнением от простого к сложному.
Если использовать игры последовательно и в системе, переходить от наиболее простых к более сложным видам восприятия, соблюдая возрастные особенности ребенка, можно обучить ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях.
Дидактическое пособие с представленными разнообразными играми позволяет целенаправленно и ускоренно формировать восприятие и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.
Развивающий сенсорный «Чудо-куб» имеет свои правила эксплуатации и безопасности:
1. Для исключения возможных травм детей, куб рекомендуется ставить на уровне глаз детей, на столе, на полу, полке шкафа.
2. Используемый материал, из которого изготовлен куб должен быть мягким во избежание порезов, царапин и занесения заноз.
3. Каждый раз перед использованием необходимо проверять надежность крепления всех составляющих элементов.
4. Все мелкие элементы, которые можно снять, зафиксированы на шнурках, лентах .
Примеры дидактических игр и упражнений
Дидактические игры стимулируют к познавательной деятельности, усидчивости. Они очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Кропотливые упражнения с замочками, шнурками и т. д., служат хорошей пальчиковой гимнастикой. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями. В зависимости от наполнения куба, можно поиграть с ребёнком в следующие игры:
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об основных цветах. Закреплять понятие «такая же», «такой же»
Описание:
-Бабочки хотят найти «Свои» цветочки-им нужно сесть на такой же лепесток, чтобы их не было видно и они могли спрятаться и никто не смог их поймать.
Поможем бабочкам спрятаться.
-Бабочка красного цвета полетела искать «свой» цветочек, села на лепесток желтого цвета. Не такой это цветок, не спряталась бабочка, все её видят. Полетела бабочка дальше и села на лепесток красного цвета.
-Смотрите, бабочка спряталась и теперь её не видно, её не увидит и не поймает птичка.
-Спрячем с вами остальных бабочек.
Дидактическая игра «Накорми животных»
Цель: закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные. Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук.
Описание: Ребёнку предлагается прикрепить липучками с мордочками животных ту еду, которую они едят. При этом взрослый интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить. Так же можно искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, «Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого накормим морковкой?
Дидактическая игра «Собери пирамиду»
Цель: различие предметов по размеру, цвету, выстраивание последовательности в зависимости от размера.
Описание: Взрослый предлагает ребенку собрать пирамидку, рассмотрев все части, от самой короткой до самой длинной.
-Посмотри, все полоски разные!
-Найди самую короткую полоску.
-Какого она цвета? (черного)
-А теперь самую длинную.
Какого цвета самая длинная полоска? (красная)
-Приложи самую короткую полоску.
-Приложи самую длинную.
-Найди следующую полоску после самой короткой?
-Чтобы определить, какая полоска соответствует, знакомим ребенка с приемом наложения.
-Выкладываем последовательно все полоски, спрашивая ребенка о цвете.
Дидактическая игра «Шарики для слона»
Цель: развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки счета (один, много, мало, ни одного). Закрепить знания о цвете.
Описание:1 вариант: Взрослый читает стихотворение:
- Легкий шарик мой воздушный дернул нитку непослушно,
Оборвал, сказал: Пока. И умчался в облака.
«Ветерок оторвал у слоника шарики от ниточек и унес их высоко- высоко .Но я поймала их и принесла обратно слонику. Давай вместе вернем шарики».
-Сколько шариков у слоника? (ни одного, нисколько).
-А сейчас сколько шариков? (один).
-А сейчас? (много).
Ребенок прикрепляет по одному шарику к ниточкам при помощи липучек, называя цвет шариков.
2 вариант:
Ребенок вместе со взрослым рассматривает прикрепленные на ниточках шарики у Слоника. Затем предлагает ребенку закрыть глаза, меняет 2 шарика местами: «Что изменилось?»
Дидактическая игра «Домик для улитки»
Цель: упражнять группировать предметы по цвету, форме, по размеру.
Описание: Взрослый предлагает ребенку найти свой домик улитке.
-Какой формы домики у улитки?
-Определите какой большой и какой маленький?
Дидактическая игра «Тучка и капельки»
Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру.
Описание: Предварительно перемешав фигурки – капельки, ребенку предлагается разложить капельки под тучкой определенного цвета
Уважаемые родители, при использовании данного пособия, обратите внимание что оно может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности для детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей необходимо усложнять дидактические задачи и пополнять вспомогательный материал новыми играми, игрушками и развивающими элементами.
Используемый развивающий сенсорный «Чудо-куб» окажет благоприятное воздействие на развитие мотивации детей, поддержит интерес детей к разнообразным видам деятельности, создаст положительный эмоциональный фон.
Данное пособие окажет развивающее, обучающее и воспитывающее значение для вашего ребенка.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 администрации муниципального образования Тимашевский район
Юридический адрес ДОО:
352722, Краснодарский край,
Тимашевский район,
станица Медведовская,
ул Пушкина 1, тел 8(86130) 71-6-75.
Заведующий- Житлова Людмила Владимировна
Электронный адрес: Medvdetsad32@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Консультация для родителей «Развивающие игрушки для детей своими руками»
Чем занять ребенка в наше стремительное время, чтобы он меньше находился перед компьютером и телевизором? Очень важно выкроить хотя бы несколько минут для общения с детьми. В субботние и воскресные дн...
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Сенсорное воспитание.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Инт...
Методическая разработка "Чудо печка" своими руками
"Чудо печка" своими руками из картонных коробок...
МАСТЕР-КЛАСС в рамках методического объединения педагогических работников дошкольных организаций Тема: «Развивающие игры» «Креативный конструктор своими руками"
МАСТЕР-КЛАСС в рамках методического объединения педагогических работников дошкольных организацийТема: «Развивающие игры» «Креативный конструктор своими руками"...
Мастер-класс по изготовлению развивающей игры: «квадрат Воскобовича своими руками» (дети - родители = педагог)
Технология В. В. Воскобовича имеет чёткую цель – это развитие интеллектуальных способностей детей. А я работаю с детьми с нарушением интеллекта – и это в работе с детьми мне подходит! Изучила цели ...
Методические рекомендации для родителей по теме: «Домашний оркестр своими руками»
Родители, в большинстве своём, придают большое значение художественно-эстетическому, в том числе, музыкальному воспитанию детей, справедливо видя в музыкальном развитии ребёнка часть его о...