"Главные провокаторы агрессивного поведения ребенка"
консультация

Черкасова Юлия Вячеславовна

Консульация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Главные провокаторы агрессивного

 поведения ребенка»

В последние годы наиболее ярко проявляется агрессивность в поведении детей дошкольного возраста. Причины могут быть самыми различными: семейные, внутренние и причины, зависящие от какой-либо ситуации. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива.

Следует обратить внимание на то, что агрессия - это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоции гнева, нельзя запретить. Очень важно дать ребёнку «отреагировать» свой гнев.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т. д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так. Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружения.

Дети, которые испытывают недостаток родительской любви, начинают проявлять агрессивность, пытаясь напомнить о себе. Они готовы делать запрещенные вещи – «пусть отругают, зато уж точно заметят». Ребенку надо не так уж много времени. Хотя бы полчаса в день папа, мама должны быть в полном его распоряжении. Делайте эти тридцать минут что-то вместе – все, что захочет ребенок: играть, рисовать, читать или можно просто выслушать, что произошло, за день. Таким образом, агрессивное поведение ребенка быстро исчезнет.

Если мир в семье нарушен и родители постоянно в ссорах, шумных выяснениях отношений, взаимных обвинениях, мира нет и в душе ребенка. Неуравновешенность будет проявляться и в его поведении.

Одной из причин агрессии ребенка бывает жестокий характер матери или отца. Деспотичные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ вспышку агрессии.

Так же одной из причин агрессивного поведения могут быть индивидуальность ребёнка и его статус в детской группе. Внешне агрессивными часто бывают дети с ярко выраженным стремлением к лидерству, особенно если они не довольны своим статусом в группе или если их лидерство не признается группой.

Ребенка с выраженной тенденцией к лидерству необходимо учить быть терпимым, доброжелательным и уступчивым в отношениях со сверстниками. Агрессивными бывают дети, страдающие от неудовлетворенности своими отношениями со сверстниками из-за неумения играть. Задача взрослых формировать и развивать навыки совместной игры, чтобы избежать или ослабить агрессивность ребенка.

Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления. Очень часто ребятишки просто не знают, как выразить чувства, переполняющие их душу. Агрессивность часто бывает результатом неумения сдерживать свои эмоции. Нередко ребенок действует неосознанно, не понимая причин своего поведения. Задача родителей — понять те обстоятельства, которые вынудили их ребенка проявить агрессию, и помочь маленькому человечку их преодолеть. Очень важно предоставлять ребенку модели поведения в конфликтных ситуациях.

На поведение ребенка влияют и возрастные кризисы.

Ребёнок трех лет становиться неуправляемым, делает всё наоборот, может ругаться и проявлять негативные переживания. Это происходит, потому что у ребёнка формируется самосознание. Он начинает отделять себя и свои желания от взрослого. Появляется воля, желание независимости и самостоятельности. Любимая фраза ребёнка в это время «Я сам».

Кризис трёх лет-это норма развития любого малыша. Нужно помнить, что малыш не из вредности плохо себя ведёт и ему очень нужна ваша поддержка и понимание.

Кризис семи лет проходит в возрасте 6-7 лет. Поведение ребёнка снова меняется. Вчера он был покладистым и ласковым, сам напрашивался в помощники, а сегодня протестует против повседневных требований, того, что он давным-давно освоил. К семи годам в психике ребёнка возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей трёхлетнего ребёнка. Игровая деятельность меняется учебной. Ребёнок хочет учиться. Возникает произвольность, меняется личностная позиция ребёнка, он учится откладывать свои желания, действовать по правилам. У ребенка развивается абстрактное мышление, появляется самоконтроль эмоций, ребёнок старается скрывать свои чувства, формируется самооценка ребёнок сравнивать себя с другими, с самим собой, появляется уважение к себе.

В кризисный период могут возникнуть сложности, связанные со школьной адаптацией, обостриться различные страхи (темноты, оставаться дому одному). Это мешает ребенку уверенно чувствовать себя.

Очень часто агрессивное поведение ребёнка бывает обусловлено текущей стрессовой ситуацией. Однажды, играя во дворе, дети нашли мёртвую птичку. Можно себе представить, какой это был стресс для малышей. Они не рассказали никому, так как боялись, что за «находку» их будут ругать. Нельзя отмахиваться от детских пустяковых забот. Для наших детей это вовсе не пустяк, а настоящая трагедия. Ваше сочувственное внимание необходимо малышу, как скорая психологическая помощь. Нам, взрослым, ведь тоже становится значительно легче после того, как выговорим всё наболевшее другу.

Что же нужно делать с агрессивным поведением ребенка?

1. Реагируйте быстро. Если ребёнок поступает неправильно, лучше сразу ему сказать об этом. Главное, что необходимо донести до ребёнка – это связь между его поведением и последствиями. Как бы вы не были рассержены сами, старайтесь не кричать на ребёнка, не шлёпать его и не ругать за непослушание. Такие меры не заставят ребёнка изменить своему поведение, зато вы наглядно покажете, что физическая и вербальная агрессия допустимы, если человек злится. Во избежание этого, лучше покажите ему хороший пример – возьмите себя в руки и спокойно отведите его в сторону и поговорите «на равных».

2. Награждайте за хорошее поведение. Чаще хвалите его за хорошие поступки. Скажите, что вы им гордитесь, причём объясните за что именно.

3. Старайтесь всегда реагировать на агрессивное поведение одинаково. Если вы ведёте себя предсказуемо (например, «Ты снова толкнул Наташу, так что посиди на скамейке ещё раз») – ваш ребёнок быстро к этому привыкнет и в итоге осознает, что из-за плохого поведения он лишает себя радости. Это станет для него первым шагом на пути к самоконтролю.

4. Укрепляйте у ребёнка ответственность. Если, например, в порыве своей агрессии ребёнок что-то разбил или раскидал, он должен привести всё в порядок. Только не нужно обозначать это как наказание, скорее это будет последствие за агрессивное поведение. Кроме того, ребёнок должен осознать, что за свои проступки нужно извиняться.

5. Ограничьте просмотр телевизора. Так как агрессивное состояние могут вызвать мультфильмы со злыми героями, игрушки, а также сказки-страшилки, фильмы ужасов. С детства учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и ролевых игр с позитивными персонажами.

Помните! При любой агрессии, необходимо соблюдать спокойствие. Крики и наказания, лишь усугубляют возникшую ситуацию. Постарайтесь в первую очередь успокоить ребёнка и только потом провести воспитательную беседу.

Ребенок учится тому, что видит у себя в доме. В семье он получает все необходимое для выживания, учится не только ходить, говорить, но и узнает о том, как устроен мир, как мир относится к нему, что надо и нельзя делать и многое другое. Самым необходимым для выживания человека является любовь. Родительская любовь и ласка говорят ребенку, что он нужен, что мир прекрасен и безопасен, что он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

Рекомендации взрослым. Как реагировать на агрессивное поведение ребенка?

 Среди проблем поведения агрессия упоминается чаще других. Агрессивные действия детей обычно вызывают достаточно острую реакцию со стороны окружающих ребенка людей (и очень огорчают его ро...

Агрессивное поведение ребенка

Все чаще в детских садах встречаются агрессивные дети. в данной статье даны советы, как  вести себя с такими детьми...

Проявление агрессивного поведения ребенка раннего возраста в зависимости от типа привязанности

Статья на тему зависимости проявлений агрессии у детей раннего возраста в зависимости от отношений с родителями, в частности от типа привязанности, который устанавливается у ребенка раннего возраста с...

Коррекция агрессивного поведения ребенка по средством игры

Что таоке агрессия? И как с ней бороться?...

Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе».

Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе»....