Консультация «Древо семьи — ребенка дошкольника»
консультация

Практика показывает, что люди к 30–40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, своим генеалогическим деревом, родословной своей семьи. Но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию. Но изучали бы историю своего рода они с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом.

Ребенка дошкольника 5–6 лет уже можно привлекать к составлению истории своего рода. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его ближайшего окружения. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи.

Существует два основных способа её ведения — по восходящей и нисходящей линии.

При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица.

Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой — родоначальник, а основание — последнее поколение его потомков.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо.

Родословное древо — это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков — на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_drevo_semi_rebenka_doshkolnika.doc395.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Древо семьи — ребенка дошкольника»

Подготовила: воспитатель Курицына Ирина Леонидовна

Практика показывает, что люди к 30–40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, своим генеалогическим деревом, родословной своей семьи. Но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию. Но изучали бы историю своего рода они с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом.

Ребенка дошкольника 5–6 лет уже можно привлекать к составлению истории своего рода. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его ближайшего окружения. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи.

Существует два основных способа её ведения — по восходящей и нисходящей линии.

При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица.

Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой — родоначальник, а основание — последнее поколение его потомков.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо.

Родословное древо — это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков — на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

На схеме каждое поколение располагается на определенной ступени. Это очень удобно, поскольку помогает ребенку усваивать представления о развитии рода в системе. Первым на схеме обозначается он сам. Можно приклеить его фотографию или сделать рисунок. Рядом приклеивают фотографии братьев и сестер, если в семье несколько детей. Это первое поколение.

От фотографии ребенка вниз проводится линия, разделяющая схему на две части. Это «ствол». (Его можно изобразить, нарисовав ствол дерева, однако опыт показывает, что образная основа не помогает усвоению представлений об истории рода, в некоторых случаях даже мешает).

От «ствола» вправо и влево обозначаются мама и папа (также можно использовать фотографии). Это второе поколение. Затем ниже на ступени — бабушки и дедушки. При этом очень важно, чтобы ребенок запоминал имена, отчества, фамилии родственников, род их занятий, место, где родились, то, как прошло их детство.

Родители могут вести летопись семьи. В специальную тетрадь или альбом записываются все сведения о родственниках, истории их жизни. Хорошо использовать документальные материалы (письма, телеграммы, дневники и т. п.), аудио— и видеозаписи (это могут быть воспоминания о каких-то ярких событиях в жизни, интересных встречах и т. д.).

После того как ребенок хорошо усвоит информацию о маме, папе, бабушках и дедушках, можно переходить к рассказу о тетях и дядях, т. е. о братьях и сестрах мамы и папы, их женах, мужьях и детях. Это тоже второе поколение родственников. Ребенку рассказывают о том, что у дяди и тети есть жена и муж (на схеме они обозначены геометрическими фигурами меньшего размера), а также дети. Это двоюродные братья и сестры. Они тоже относятся к первому поколению. Соответственно на схеме эти родственники располагаются на одной ступени с ребенком.

Только после того как будут усвоены сведения о ближайших родственниках, можно продвигаться «в глубь веков».

Генеалогическое древо можно оформить в альбоме или на отдельном листе, а можно сделать панно: для этого на листе ватмана расчерчивается схема, которая заполняется по мере изучения истории семьи.

Можно поместить панно в специально изготовленную рамку или придумать более оригинальное оформление. Например, в форме старого манускрипта или древнего документа, сохранившегося на «выделанной коже». «Состарить» бумагу можно с помощью концентрированного раствора марганцовокислого калия, чая или кофе.

Их наносят кисточкой, ватным тампоном или губкой. После высыхания бумага приобретает коричневый оттенок. Не страшно, если не получится ровно окрашенной поверхности. Некоторые в окраске также помогут создать впечатления старины. Генеалогическое древо, выполненное подобным образом, с одной стороны, станет оригинальным украшением, а с другой — будет стимулировать познавательную активность ребенка. При этом следует помнить, что схема должна быть составлена по аналогии с приводимой далее. Овалы, которые окажутся еще не заполненными, будут возбуждать естественное любопытство. Взрослому нужно только постараться вовремя удовлетворять его.

Их бережно хранят дома, на видных местах. Дети с гордостью и уважением рассказывают о своих близких сверстникам, родственникам. А самое главное, это служит установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят: Счастье — это когда тебя понимают. Ствол служит опорой для кроны, в нём совершаете сокодвижение. В этом смысле перед каждым из людей стоит такая же задача. Каждый из нас является проводником родовых соков к следующим поколениям. Прошлое носит характер не просто таинственный, но почти мистический. Именно поэтому мы любим листать старые альбомы, любоваться старыми, принадлежавшими нашим предкам вещами, заглядывать в приоткрывающийся иногда бабушкин сундук или сервант.

Малоизвестный, но очень талантливый русский поэт начала ХХ века С. Копыткин назвал это чувство «таинством рода». Конечно, здесь значение слова «таинство» употреблено не в том смысле, который носят семь христианских таинств, но в смысле таинственности, чего-то недоступного нам. В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи.

Семья — самое дорогое для человека. Мы должны научить ребенка любить свою семью, почитать своих родителей и помнить своих предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация О правах ребенка - дошкольника

Уважаемые родители!  Мы хотим затронуть  очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей...

ДРЕВО СЕМЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ «Непоседы- 2" /Патриотизм дошкольников/

Воспитание культурно-нравственных качеств у дошкольников. Воспитание чувства гордости и уважения к своему роду....

Консультация «древо семьи — ребенка дошкольника»

Консультация «древо семьи — ребенка дошкольника»Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Практика показывает, что люди к 30–40 годам жизни начинают непроизвол...

Консультация "О темпераменте ребенка-дошкольника"

В основе темперамента лежат обычные нервные процесы, особенности нервной деятельности ребенка....

Работа с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ.

Проект по работе с семьей ребенка - дошкольника с ОВЗ....

Консультация для родителей: «Ребенок-дошкольник в мире цифровых технологий»

Мы живем в век информационных технологий, и в наше время трудно представить себе жизнь без компьютера.Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки, для кого-то компьютер - это рабочий инст...

Консультация для родителей. Ребенок-дошкольник в мире цифровых технологий.

Консультация для родителей. Ребенок-дошкольник в мире цифровых технологий....