Работа с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ.
проект по коррекционной педагогике

Проект по работе с семьей ребенка - дошкольника с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_o.a.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Работа с семьей ребенка - дошкольника с ОВЗ.»

Выполнила:

Попова Оксана Александровна

Воспитатель

МКДОУ Детский сад №16

Ставрополь, 2023 год

Актуальность проекта: Семья — единственный устойчивый краеугольный камень, который я знаю. Так же, как и единственное по-настоящему работающее учреждение, которое мне известно, является семьей.

   В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

  Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своё базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой. Включаясь в такую среду, ребёнок учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. 

   Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

Проблема проекта: Низкий уровень родительской компетентности в вопросах воспитания и образования детей с ОВЗ.

Цель проекта: Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор индивидуальных способов взаимодействия с ребёнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Задачи проекта:

  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • социально-психологическая поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольного  обучения;
  • обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий;
  • подбор диагностических методик;
  • разработать систему коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

  • положительная динамика в адаптации к условиям ДОУ;
  • развитие психического, физического, интеллектуального направления при активном включении в работу;
  • положительное формирование нарушенных функций;
  • эффективное развитие личностных качеств ребёнка, развитие его навыков в общении;
  • приобретение опыта общения в социальной сфере.

Родители:

  • проконсультированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
  • оказана квалифицированная психолого-педагогическая помощь по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
  • адекватное отношение в развитии перспектив ребенка;
  • информированность о результатах психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  • гармонизации детско-родительских отношений;
  • активное участие родителей вовлеченных в коррекционный процесс ребёнка с ОВЗ.

Сроки разработки и реализации проекта: учебный год (с сентября по май)

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Комната психологической разгрузки для проведения индивидуальных, групповых встреч.

2. Инструментарий: ноутбук, песочный стол, краски, мелки.

3. Специальные разработанные программы по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержке семьям разной категории. Разработанные занятия с родителями, детьми и педагогами. Видео материалы (презентации, видеопрезентации, короткометражные фильмы, наглядный материал) с элементами сенсорной интеграции;

Планирование проекта:

1 этап. Подготовительный.

2 этап. Основной

3 этап. Заключительный

Практическая часть проекта:

1. Подготовительный этап (сентябрь)

Проведение первичного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Определение уровня развития детей и сбор анамнестических данных. Выявление запроса родителей и составление рекомендаций. Отражение данных обследования в регистрационном листе, протоколе первичных консультаций и в анкете для родителей.

Определение основных путей и способов коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого - педагогической поддержки их семьям. Выбор образовательного маршрута. Разработка индивидуальной программы и составление индивидуального плана работы с ребёнком и семьей по итогам диагностического обследования.

Психолого-социальное консультирование. Вовлечение родителей в коррекционный процесс на правах совместного сотрудничества в помощи ребёнку. Убеждение семьи в необходимости изменения или улучшения стиля взаимодействия с ребёнком.

2. Основной этап

2.1 Родительское собрание (октябрь)

 Тема: “ Совместные увлечения, хобби, интересы родителей детей с ОВЗ”:

- организация выставки творческих работ, поделок, фотоколлажей и достижений детей;
- изготовление семейных фотоальбомов, знакомство и рассказ каждой семьи о себе;
- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);
- создание коллективных стендов с пожеланиями от каждой семьи к другим семьям;
- совместное чаепитие.

2.2.  Психолого-педагогическая подготовка родителей

- индивидуальные консультации семей у педагога- психолога. (в течение года)
- выступление педагога- психолога на родительских собраниях на темы: “Воспитание в семье и ДОУ детей с ОВЗ“ , «Психологическая поддержка ребёнка с ОВЗ в семье и группе”

2.3.  Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей

- мониторинг группы детей на начало учебного года;
- мониторинг способностей и навыков родителей для оказания обучающей и воспитывающей помощи;

- индивидуальные консультирования, собеседования с родителями в ДОУ;
- мониторинг группы детей на конец учебного года (май).

Привлечение специалистов:

  • учитель-логопед;
  • педагог-психолог;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор ФК;
  • воспитатели, медицинские работники.

Критериями эффективности работы дошкольного образовательного учреждения являются: востребованность предоставляемых услуг, оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ;

Особенность организации работы специалистов:

  • ранний мониторинг и профилактика отклонений в развитии у ребенка;
  • индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ;
  • повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка с ОВЗ;
  • создание образовательного маршрута развития ребенка с ОВЗ с учётом его дефекта, где учреждение должно подстраиваться под ребенка, и ребенок не должен подчиниться общей системе обучения и воспитания.

Результатом работы специалистов является:

  • создание условий, способствующих благоприятному и развитию, и обучению ребёнка с ОВЗ;
  • предоставление квалифицированной помощи ребенку с ОВЗ и родителям, что способствует его оптимальному развитию и социальной адаптации.

Заключение

В результате проведенной работы с родителями должна быть достигнута положительная динамика в формировании межличностных отношений родителей и детей. Ожидается улучшение психологического климата в группах (до 25%) и в семьях (до 20%), снижение уровня тревожности у детей и родителей (на 15-20%), повышение активности родителей, ускорение адаптационного периода в новом коллективе до 1-2 недель. Родители, прошедшие программу в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи. Реализовать проект можно при минимальном материально-техническом обеспечении, что гарантирует его воплощение.

Список использованной литературы:

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
  2. Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.
  3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.:
  4. Гардарики, 2005.-320с.
  5. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.
  6. Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
  8. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника  в условиях детского сада"....

Статья на тему: «Как педагогу работать с одаренным ребенком - дошкольником?»

В последние годы отмечается повышение интереса  к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике. ...

Консультация «древо семьи — ребенка дошкольника»

Консультация «древо семьи — ребенка дошкольника»Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Практика показывает, что люди к 30–40 годам жизни начинают непроизвол...

Консультация «Древо семьи — ребенка дошкольника»

Практика показывает, что люди к 30–40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, своим генеалогическим деревом, родословной своей семьи. Но у них до этого то не доходят ру...

Развитие кругозора Работа над кругозором ребенка дошкольника. Советы

В представлениях у старшего дошкольника уже давно выстроилась определенная модель мира, но модель эта настолько далека от совершенства, имеет столько погрешностей, грубых изъянов и «белых пятен...