Работа с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ.
проект по коррекционной педагогике
Проект по работе с семьей ребенка - дошкольника с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popova_o.a.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
«Работа с семьей ребенка - дошкольника с ОВЗ.»
Выполнила:
Попова Оксана Александровна
Воспитатель
МКДОУ Детский сад №16
Ставрополь, 2023 год
Актуальность проекта: Семья — единственный устойчивый краеугольный камень, который я знаю. Так же, как и единственное по-настоящему работающее учреждение, которое мне известно, является семьей.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своё базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой. Включаясь в такую среду, ребёнок учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями.
Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
Проблема проекта: Низкий уровень родительской компетентности в вопросах воспитания и образования детей с ОВЗ.
Цель проекта: Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор индивидуальных способов взаимодействия с ребёнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Задачи проекта:
- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- социально-психологическая поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольного обучения;
- обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий;
- подбор диагностических методик;
- разработать систему коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
- положительная динамика в адаптации к условиям ДОУ;
- развитие психического, физического, интеллектуального направления при активном включении в работу;
- положительное формирование нарушенных функций;
- эффективное развитие личностных качеств ребёнка, развитие его навыков в общении;
- приобретение опыта общения в социальной сфере.
Родители:
- проконсультированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
- оказана квалифицированная психолого-педагогическая помощь по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
- адекватное отношение в развитии перспектив ребенка;
- информированность о результатах психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- гармонизации детско-родительских отношений;
- активное участие родителей вовлеченных в коррекционный процесс ребёнка с ОВЗ.
Сроки разработки и реализации проекта: учебный год (с сентября по май)
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Комната психологической разгрузки для проведения индивидуальных, групповых встреч.
2. Инструментарий: ноутбук, песочный стол, краски, мелки.
3. Специальные разработанные программы по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержке семьям разной категории. Разработанные занятия с родителями, детьми и педагогами. Видео материалы (презентации, видеопрезентации, короткометражные фильмы, наглядный материал) с элементами сенсорной интеграции;
Планирование проекта:
1 этап. Подготовительный.
2 этап. Основной
3 этап. Заключительный
Практическая часть проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь)
Проведение первичного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Определение уровня развития детей и сбор анамнестических данных. Выявление запроса родителей и составление рекомендаций. Отражение данных обследования в регистрационном листе, протоколе первичных консультаций и в анкете для родителей.
Определение основных путей и способов коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого - педагогической поддержки их семьям. Выбор образовательного маршрута. Разработка индивидуальной программы и составление индивидуального плана работы с ребёнком и семьей по итогам диагностического обследования.
Психолого-социальное консультирование. Вовлечение родителей в коррекционный процесс на правах совместного сотрудничества в помощи ребёнку. Убеждение семьи в необходимости изменения или улучшения стиля взаимодействия с ребёнком.
2. Основной этап
2.1 Родительское собрание (октябрь)
Тема: “ Совместные увлечения, хобби, интересы родителей детей с ОВЗ”:
- организация выставки творческих работ, поделок, фотоколлажей и достижений детей;
- изготовление семейных фотоальбомов, знакомство и рассказ каждой семьи о себе;
- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);
- создание коллективных стендов с пожеланиями от каждой семьи к другим семьям;
- совместное чаепитие.
2.2. Психолого-педагогическая подготовка родителей
- индивидуальные консультации семей у педагога- психолога. (в течение года)
- выступление педагога- психолога на родительских собраниях на темы: “Воспитание в семье и ДОУ детей с ОВЗ“ , «Психологическая поддержка ребёнка с ОВЗ в семье и группе”
2.3. Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей
- мониторинг группы детей на начало учебного года;
- мониторинг способностей и навыков родителей для оказания обучающей и воспитывающей помощи;
- индивидуальные консультирования, собеседования с родителями в ДОУ;
- мониторинг группы детей на конец учебного года (май).
Привлечение специалистов:
- учитель-логопед;
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель;
- инструктор ФК;
- воспитатели, медицинские работники.
Критериями эффективности работы дошкольного образовательного учреждения являются: востребованность предоставляемых услуг, оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ;
Особенность организации работы специалистов:
- ранний мониторинг и профилактика отклонений в развитии у ребенка;
- индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ;
- повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка с ОВЗ;
- создание образовательного маршрута развития ребенка с ОВЗ с учётом его дефекта, где учреждение должно подстраиваться под ребенка, и ребенок не должен подчиниться общей системе обучения и воспитания.
Результатом работы специалистов является:
- создание условий, способствующих благоприятному и развитию, и обучению ребёнка с ОВЗ;
- предоставление квалифицированной помощи ребенку с ОВЗ и родителям, что способствует его оптимальному развитию и социальной адаптации.
Заключение
В результате проведенной работы с родителями должна быть достигнута положительная динамика в формировании межличностных отношений родителей и детей. Ожидается улучшение психологического климата в группах (до 25%) и в семьях (до 20%), снижение уровня тревожности у детей и родителей (на 15-20%), повышение активности родителей, ускорение адаптационного периода в новом коллективе до 1-2 недель. Родители, прошедшие программу в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи. Реализовать проект можно при минимальном материально-техническом обеспечении, что гарантирует его воплощение.
Список использованной литературы:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
- Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.
- Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.:
- Гардарики, 2005.-320с.
- Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада"....
Статья на тему: «Как педагогу работать с одаренным ребенком - дошкольником?»
В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике. ...
Консультация «древо семьи — ребенка дошкольника»
Консультация «древо семьи — ребенка дошкольника»Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Практика показывает, что люди к 30–40 годам жизни начинают непроизвол...
Консультация «Древо семьи — ребенка дошкольника»
Практика показывает, что люди к 30–40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, своим генеалогическим деревом, родословной своей семьи. Но у них до этого то не доходят ру...
Развитие кругозора Работа над кругозором ребенка дошкольника. Советы
В представлениях у старшего дошкольника уже давно выстроилась определенная модель мира, но модель эта настолько далека от совершенства, имеет столько погрешностей, грубых изъянов и «белых пятен...
Работа над кругозором ребенка дошкольника. Советы
Консультция родителям...
Рекомендации для родителей "Работа над кругозором ребенка дошкольника"
Кругозор ребенка...