Возрастные особенности детей среднего возраста
консультация (средняя группа)

Толмачева Елена Вячеславна

данный материал предназначен для родителей и поможет понять, что должны уметь и знать дети среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

В этом возрасте дети направлены на освоение устройства окружающего мира, поэтому так часто разбирают игрушки и предметы на составляющие детали, и задают большое количество вопросов, касающихся различных сфер жизни, например: «Почему из машины идет дым?», «Кто включает звёзды?», «Кто открывает цветы?».

В общении со взрослыми появляется повышенная обидчивость. От взрослого дети ожидают уважительного отношения, во взаимодействии направлены на похвалу, и болезненно воспринимают порицания. Такая повышенная обидчивость является возрастным феноменом и в норме проходит. Демонстрация уверенности взрослого в способностях ребёнка, доброжелательное отношение, позитивное настроение помогают ребёнку преодолеть обидчивость, развивают его инициативу и стремление к сотрудничеству со взрослым.

В возрастном периоде около четырёх лет происходит всплеск в развитии общения со сверстниками. Сверстник как партнер по общению становится для ребёнка более привлекательным и желанным, чем взрослый. Дети начинают общаться с ровесниками в два раза чаще, чем со взрослыми. Помимо потребности в сотрудничестве начинает активно развиваться потребность в признании сверстниками, что находит своё отражение в постоянном сравнении себя с ними, конкуренции, соревновательности.

Это позволяет развиваться образу себя у детей, дифференцироваться представлениям о своих возможностях. Появляются детские игровые объединения, которые носят ситуативный характер, при возникновении сложностей дети переходят в другие объединения или организовывают их самостоятельно, начинают регулировать отношения, включая или не включая сверстников в совместную игру. Для разрешения проблем включения в игру дети часто обращаются к педагогу, поскольку он обладает авторитетом знающего, умеющего и справедливого, а сам факт включения в игру со сверстниками имеет для ребёнка большое значение. Важно, чтобы педагоги внимательно относились к таким жалобам детей и помогали им находить способы договариваться со сверстниками. Познание сверстника дошкольником носит отражённый характер. Из общения с ровесниками ребёнок извлекает то, что характеризует его самого: партнёр познаётся только относительно себя. Дети младшего и среднего возраста выражают ровеснику преимущественно критическое отношение; в гораздо более старшем возрасте они будут уже способны оценить достоинства другого ребёнка и соответственно отнестись к нему.

В этом возрасте продолжают активно формироваться и закрепляться культурно- гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Огромную роль в этом процессе играют взрослые, этот вопрос требует особенного внимания, поддержки инициативы и способностей детей.

Развиваются изобразительная и конструктивная деятельности. Рисунки и постройки усложняются и становятся более детализированными, расширяется круг изображаемых объектов. В своих изображениях дети ещё не умеют передавать объём, учитывать относительную величину и пропорции фигуры. Чем богаче опыт ребёнка в познании окружающего мира, тем более разнообразными становятся его рисунки. Дети овладевают приёмами вырезывания ножницами, создают аппликации из нескольких  деталей.

Увеличивается объём памяти и устойчивость внимания, дети могут сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью 15-20 минут. Развивается восприятие (дети выстраивают упорядоченные ряды по цвету, форме, высоте, длине), наглядно-образное мышление, становится доступным использование простых знаков, схем, при этом сохраняется эгоцентрическая познавательная позиция. Расширяются познания детей об окружающем мире.

Продолжает развиваться сюжетно-ролевая игра. Развивается ролевое взаимодействие, роли могут меняться в процессе игры, происходит разделение

реального и игрового взаимодействия между детьми. Дошкольники стремятся к совместной игре со сверстниками и даже соглашаются на непривлекательные роли ради того, чтобы быть принятым ими в совместную игру. На начальных этапах развития игры дети отражают внешний аспект деятельности взрослых, предметные действия взрослых, направленные на других людей, и поэтому большое значение имеют предметы «как у взрослых»: оборудование, одежда, атрибуты. Это позволяет детям лучше осмыслить функции и значение взрослых предметов культуры, освоить жизнь взрослых, построить образ мира. Чем разнообразнее представления детей об окружающей жизни и опыт взаимодействия с детьми разного возраста, тем лучше развита у них игровая деятельность. В игре развивается основное психическое новообразование дошкольного детства – продуктивное воображение.

Планируемые результаты освоения воспитанникам образовательной программы дошкольного образования (целевые ориентиры) в дошкольном возрасте

К пяти годам

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умеет налаживать с ними вербальный и невербальный контакт.

Играет в группе сверстников по два-четыре человека. В процессе сюжетно-ролевой игры взаимодействует со сверстниками, выбирает роль в соответствии с сюжетом. Использует в игре средства эмоциональной выразительности.

В конфликтной ситуации со сверстниками умеет уступить.

Адекватно откликается на просьбы и поручения взрослого, на эмоциональные переживания других людей.

Обращается к воспитателям по имени и отчеству.

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в дошкольном учреждении.

Ситуативно соблюдает элементарные правила бережного отношения к природе и животным, проявляет заботливое отношение к животным.

Ситуативно пользуется правилами дорожного движения, поведения на улице, на транспорте.

Отличает проезжую часть дороги от пешеходной (тротуар).

Называет свое имя, фамилию, возраст.

В случае опасности обращается за помощью к взрослому.

Знает:

- о правилах поведения за столом, умывания, туалета

- последовательность одевания одежды в разное время года

- некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, полицейский, пожарный, строитель, водитель, парикмахер и т.д.) и результатах их профессиональной деятельности

- элементарные правила поведения на природе

- состав семьи, родственные отношения

- виды транспорта, который функционирует в области

Имеет представления:

- о домашней хозяйственной деятельности взрослых

- некоторых профессиях людей (в том числе военных, сельскохозяйственных) и взаимопомощи людей различных профессий

- необходимости соблюдения правил гигиены

- труде людей по уходу за домашними животными

- себе, составе семьи, родственных отношениях

- правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, на транспорте)

Может:

- аккуратно есть, пользоваться вилкой

- самостоятельно выполнять доступные гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком, расчесывать волосы

- замечать непорядок в одежде и при помощи взрослого приводить ее в порядок

- выполнять элементарные поручения взрослых (дежурство по столовой, убирает на место одежду и игрушки и др.)

- назвать несколько профессий, с которыми сталкивался в быту и знакомился в произведениях художественной литературы

- поддергивать порядок в игровом уголке, на рабочем месте во время занятий рисованием, лепкой и другими видами деятельности

- кормить рыб и птиц, поливать цветы (под присмотром воспитателя).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Знает:свое имя и фамилию, возраст, имена родителей и других членов семьи, имя и отчество воспитателей

- название страны, родного города

- основные трудовые действия врача, продавца, парикмахера, повара

Имеет представление:

- о семье и взаимопомощи членов семьи

- основных частях тела человека и их назначении

- элементарных правилах поведения в городе и на природе

- профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий

- основных особенностях сезонной жизни природы и людей

- условиях роста растений

- выращивании овощей и фруктов

- домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными) и жизни диких животных в природе

Может:

- отличать город о села

- различать времена года и называть их признаки

- понимать простейшие причинно-следственные связи (холодно – надо тепло одеваться)

- отличать и называть деревья (три – четыре вида) и кустарник (один вид)

- называть грибы и ягоды

- отличать съедобные части растений от несъедобных

- узнавать мухомор как несъедобный гриб

- решать задачи в групповой деятельности (навык групповой деятельности)

- в практических действиях с новыми предметами пытаться узнать их свойства (сжимать, катать, разъединять, пересыпать, переливать и пр.)

Пересчитывает предметы в пределах пяти с обобщающим жестом, соотносит свои пальцы с количеством единичных предметов, составляет взаимно-однозначное соответствие.

Сравнивает объекты по количеству, независимо от их величины.

Решает простейшие логические задания: определяет лишнее, находит нелепицы, продолжает логическую последовательность.

Находит общие признаки фигур и группирует их по одному из признаков (форме, цвету и др.) или одновременно по двум признакам.

Выделяет противоположные признаки предметов (большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный – короткий).

Ориентируется в пространстве, оперирует понятиями «перед», «после», «между».

Узнает основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Выполняет задания на прохождение несложных лабиринтов, понимает план помещения.

Пользуется условной меркой при измерении количества жидкости и длины при помощи взрослого.

Знает и называет время суток: утро, день, вечер, ночь; знает и называет времена года: осень зима, весна, лето.

Самостоятельно выполняет простые творческие задания.

Образовательная область «Речевое развитие»

Понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначных слов.

Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, овощи, посуда).

Подбирает признаки, качества и действия к названию предметов

Сравнивает и называет предметы по размеру, цвету, величине

Соотносит названия животных и их детенышей.

Употребляет глаголы в повелительном наклонении («побегай», «помаши»).

Правильно согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание («пушистая кошка», «пушистый котик»).

Составляет предложения разных типов.

Правильно произносит звуки родного языка.

Находит слова, сходные и различные по звучанию.

Правильно пользуется умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием.

Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым

Описывает предмет, изображенный на картинке совместно со взрослым.

Описывает предмет, изображенный на картинке называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.

Пользуется разнообразными вежливыми формами речи

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Отвечает на вопросы, связанные с содержанием произведения.

Понимает образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные), самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.

В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), уверенно владеет разными художественными техниками.

С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве), так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.

Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Внимательно, от начала до конца, прослушивает небольшие музыкальные произведения, адекватно эмоционально реагируя на их настроение (смену настроений в различных частях).

Рассказывает о своих музыкальных впечатлениях, чувствах и образах, возникших в процессе музыкального восприятия.

Различает изображенные в музыке звуки природы, голоса животных и птиц.

Рассказывает о своих музыкальных ассоциациях.

С удовольствием двигается под музыку, импровизируя и выражая пластикой настроение и характер музыки.

Поет выразительно, от начала до конца, в основном правильно артикулируя и распределяя дыхание, простые песни в удобном диапазоне, с аккомпанементом (под фонограмму, караоке) или подпевая взрослым.

Владеет элементарными приемами игры на игрушечных и простейших народных музыкальных инструментах, может ритмически сопровождать мелодию с простым ритмическим рисунком, а также воспроизвести на шумовых музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы.

Узнает и может воспроизвести несколько музыкальных произведений, которые прослушивались или разучивались на музыкальных занятиях.

Рисование. Проводит линии заданного характера (дугообразные, волнистые, ломанные) с использованием опор – дорожек. Соединяет точки линиями, изображает формы геометрического характера. Заполняет силуэты крупных объектов с деталями. Создает штриховку прямыми короткими штрихами.

Лепка. Создает рельефные изображения на приготовленном фоне. Лепит объекты объемной формы, имеющие по две-три части.

Аппликация. Моделирует изображение по силуэтной и нерасчлененной основе (аппликация из двух-четырех элементов). Вклеивает в готовый контур детали при составной аппликации, используя наложение. Создает силуэты с изображением мелких частей.

Образовательная область «Физическое развитие»

Умеет: принимать правильное исходное положение при метании;

- строится в колонну по одному;

-отбивает мяч о пол не менее 5 раз;

-выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений

Может: метать предметы разными способами обеими руками;

-ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.;

-ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься в горку;

-ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны.

Соблюдает элементарные правила гигиены: моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком.

Соблюдает элементарные правила приема пищи: моет руки перед едой, правильно пользуется столовыми приборами.

Обращается к взрослым при заболевании, травме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности детей среднего возраста

Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника.Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В средней группе особенно важно налади...

Возрастные особенности детей среднего возраста

В игровой деятельности среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут менятьс...

«Возрастные особенности детей среднего возраста»

laquo;Возрастные особенности детей среднего возраста»...

Статья.«Возрастные особенности детей среднего возраста»

Особенности детей среднего возраста...

Родительское собрание: "Возрастные особенности детей среднего возраста"

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который ...