Коллекционирование как компонент детской субкультуры!
консультация (старшая, подготовительная группа)
«Ребенку важно осознать себя как собирателя и обладателя чего-либо уникального, чего нет у других детей и чем можно хотя бы втайне гордиться», приобрести опыт самостоятельных «проб». Н. Б. Крылова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_kollektsionirovaie_roditelyam.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Детское коллекционирование»
Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, «хламом»: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если ребенок пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.
По мнению Н. Б. Крыловой, «ребенку важно осознать себя как собирателя и обладателя чего-либо уникального, чего нет у других детей и чем можно хотя бы втайне гордиться», приобрести опыт самостоятельных «проб».
В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития.
В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, детальки, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей (фигурки из киндер-сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».
Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.
Благодаря коллекционированию, ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильным хранением экспонатов, научиться бережному отношению к ним.
В коллекционировании ребенок имеет возможность проявить себя, свою индивидуальность, неповторимость, найти единомышленников.
Коллекционирование как элемент детской субкультуры – «особый мир», в котором ребенок выражает свои интересы, эмоции, способности и предпочтения. Коллекция является отражением внутреннего мира человека.
Коллекционирование считается одним из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих определенные чувства.
Любой гражданин может выбрать себе коллекционирование по вкусу и по достатку. В 70-80-е годы в СССР собирательство и коллекционирование всецело одобрялось, некоторые виды коллекционирования даже были взяты под контроль государства (например: нумизматика, филателия), так как это приносило серьезные доходы в казну государства. Поэтому коллекционирование поощрялось с детства. В этот период началось объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров.
На современном этапе, по сравнению с советским временем, многие говорят об «умирании» коллекционирования.
В настоящее время, дошкольники чаще всего коллекционируют наклейки, фишки и вкладыши от жвачек. Изображаются на них в основном машины, кадры из мультфильмов, киноактеры, спортсмены. Коллекционирование всегда имеет в виду поиск чего-либо. Именно, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Еще наши бабушки и прабабушки собирали вкладыши, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров, открытки. На них были изображены животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. Эти картинки-вкладыши воспитывали и прививали патриотические чувства.
Коллекционирование способствует развитию у детей больших возможностей. Данное увлечение расширяет круг интересов детей и развивает их познавательную активность. Во время собирания коллекций происходит процесс накопления знаний, затем получаемая информация систематизируется и развивается готовность к осмыслению окружающего мира. Объекты, собранные в процессе коллекционирования, придают не традиционность игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются память, внимание, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, комбинировать.
Правильно организованное коллекционирование развивает познавательные умения, воспитывает культуру познания, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы.
Дети, которые занимаются коллекционированием умнее тех детей, которые не знакомы с данным видом деятельности. Это связано с тем, что у дошкольников формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. Коллекционированием увлекаются обычно одаренные дети. Это замечательное занятие действительно служит важным составляющим уровня развития интеллекта ребенка. Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную интеллектуальную способность к систематизации и классифицированию.
Коллекции могут быть самыми разными по тематике:
1. «Коллекция камней», «Коллекция колокольчиков», «Коллекция ракушек», «Коллекция динозавров», «Коллекция машинок», «Коллекция монет» и др. Процесс собирания чего-либо детям очень интересен, поэтому все коллекции рекомендуется собирать совместно с взрослыми. Например: собирание ракушек. Любая ракушка для ребенка может стать привлекательна, стоит лишь немного разбудить его воображение. В этом могут помочь ему взрослые. Во время отдыха у водоема дети находят много различных ракушек, которые отличаются размером, цветом, формой. Интересные экспонаты дети приносят после прогулок и поездок с родителями к водоемам, на берег моря.
- По продолжительности выполнения коллекция может быть закрытая (краткосрочная) и открытая (долгосрочная).
3. По половому признаку (коллекция для мальчиков; коллекция для девочек). Мальчики чаще всего коллекционируют машинки, наклейки определенной тематики, оружие, значки, солдатиков, военную технику. Для девочек характерно коллекционирование кукол, открыток, магнитиков, наклейки, календари, фигурки животных. Часто эти увлечения потом остаются на всю жизнь.
4. По составу участников коллекция может быть детская (одновозрастная, разновозрастная), смешанная (семейная, детско-родительская и др.), групповая, парная или коллективная.
Коллекционирование имеет следующие достоинства:
- не требует много времени (в отличие от хобби, которое связанно с получением какого-либо умения и навыка - например, занятий танцами или музыкой) и хорошо подходит для занятых людей;
- способствует интересу коллекционера к истории объекта коллекционирования;
- дает возможность общения с людьми, у которых такое же увлечение, способствует заведению новых знакомств.
Целью коллекционирования является обеспечение успешного усвоения детьми знаний о свойствах объектов живой и неживой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Коллекционирование служит один из способов привлечения внимания детей к окружающему миру.
Коллекционирование способствует началу разговорам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).
Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуаль-ными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильным хранением экспонатов, научиться бережному отношению к ним. В коллекционировании ребенок имеет возможность проявить себя, свою индивидуальность, неповторимость, найти единомышленников.
Учитель-логопед Серкунова К.Р.
Октябрь 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские страхи и тайны как особенности проявления детской субкультуры
В материале указано:Общая характеристика понятия «Страх». Основные формы страха.Происхождение Страха. Детские страхи.Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста.Психолого-педагогическ...
"Компоненты детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ"
"Компоненты детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ"...
Создание условий для успешной социализации воспитанников посредством компонентов детской субкультуры
Мир детства существует как субъективная реальность со своими отличительными особенностями восприятия и познания окружающего. Поэтому я считаю, что необходимо преодолеть некоторый авторитаризм в воспит...
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
Научная публикация. "Детская субкультура как компонент социального развития"
В данной публикации рассматривается вопрос детской субкультуры, а также компоненты социального развития старшего дошкольника....
Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры (задачи, формы работы, Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре)
Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской ...
Понятие «детская субкультура» цели и компоненты
Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и психической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление его, как полноценного члена человеческо...