Использование дидактических игр в развитии мышления детей дошкольного возраста.
статья

Игра является эффективным средством развития мышления детей дошкольного возраста. Особенность дидактической игры заключается в ее развивающем характере, она  позволяет в привычной для ребенка игровой, занимательной форме решать умственные задачи. Для успешной реализации поставленных задач, педагогу необходимо знать особенности дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_apaleeva.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в развитии мышления детей дошкольного возраста.

Игра является эффективным средством развития мышления детей дошкольного возраста. Особенность дидактической игры заключается в ее развивающем характере, она  позволяет в привычной для ребенка игровой, занимательной форме решать умственные задачи. Для успешной реализации поставленных задач, педагогу необходимо знать особенности дидактических игр.

         Важнейшим средством  развития мышления детей дошкольного возраста является дидактическая игра. С.Л. Новоселова определяет дидактическую  игру как разновидность  игр  с  правилами, специально  создаваемых  педагогикой  в  целях  обучения  и  воспитания  детей.  Они  направлены  на  решение  конкретных  задач  обучения  детей, но  в  то  же  время  в  них  проявляется  воспитательное  и  развивающее  влияние  игровой  деятельности [2].

Сущность  дидактических  игр  заключается в том, что детям  предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в игровой, занимательной  форме с целью формирования  познавательной  активности ребенка. Дидактическая игра способствует расширению  представлений, закреплению и  применению  знаний, полученных на  занятиях, а  также  в  непосредственном  опыте  детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Необходимость использования дидактических  игр  как  средства  обучения  детей  определяется  рядом  причин. Е.В.Карпова выделяет следующие из них:

1. Игровая деятельность как  ведущая в  дошкольном  возрасте  еще  не  потеряла  своего  значения. Отсюда следует, что опора на игровую  деятельность, игровые формы и приемы является наиболее  адекватным  путем  включения детей  в учебную  работу.

2.  Имеются  возрастные  особенности  детей, связанные с недостаточной  устойчивостью и произвольностью внимания,  непроизвольным  развитием  памяти, преобладанием  наглядно-образного  типа мышления. Игра помогает преодолеть данные особенности, так как она интересна для ребенка, она облегчает процесс запоминания, активизирует внимание ребенка [3].

Таким образом, дидактическая  игра, с  одной  стороны, рассматривается  как средство интеллектуального развития ребенка, средство  развития  познавательных  психических  процессов, с  другой  стороны, как занимательная деятельность, близкая возрастным особенностям дошкольника.

        Дидактическая игра имеет определенную структуру, которую образуют:

  • основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия, правила;
  • дополнительные компоненты – сюжет, роль.

        Как отмечает Н.Я. Михайленко, главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой и предстает перед детьми в виде игровой задачи, или замысла. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Дидактическая задача определяется целью обучающего воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется в игре через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Решение обоих задач – показатель эффективности игры.

        Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение и соблюдение правил обеспечивает реализацию игрового содержания - непременное условие решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого.

        Игровая и дидактическая задачи реализуются в игровых действиях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это могут быть отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д.

        Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом состоит ее своеобразие [4].

        Таким образом, условием и использования дидактической игры является наличие в ней обязательных структурных элементов: обучающей и воспитывающей задачи, игровых действий и правила.

Важнейшим условием использования дидактической игры с целью развития мышления детей является знание уровня подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Как слишком легкие, так и недоступные для детей дидактические игры не дают «пищу» для развития ребенка. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие мыслительные операции в связи с этим должны развиваться [4].

        А.К. Бондаренко делит все дидактические игры на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры [1]. Все данные виды дидактических игр способствуют при определенных условиях развитию мышления детей.

Дидактические игры с предметами и игрушками  более всего соответствует предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. В ходе таких игр дети усваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства, начинают практически понимать различия между объектами, например, кубом и шаром, между объемным предметом и плоским и т.п. То есть они осваивают в элементарной форме операцию  сравнения.

Настольно-печатные дидактические игры могут быть разнообразными по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В дошкольном возрасте  это может быть подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

      Дидактические игры на составление разрезных картинок и кубиков развивают у детей элементы логического мышления, умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младшем возрасте картинки делят на 2 – 4 части, в среднем и старшем - на 8 – 10 частей, отличаются игры и содержанием картинок.

       Словесно-дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Как считает А.Н. Поддъяков, дидактические игры следуют за исследовательским поведением ребенка. Интенсивное овладение умственными операциями, логическими приемами мышления, свойственное дошкольнику (на предметном уровне), находит свое отражение в таких играх. В дидактической игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения [5].

Логические задачи, содержащиеся в дидактических играх, развивают умения мыслить последовательно, обобщать изображаемые предметы по признакам или находить их отличия. Это игры «Продолжи ряд», «Найди ошибку», «Найди отличия» и другие. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. При их решении наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование. Для активизации мыслительной деятельности используют игры-загадки, игры-небылицы, развивающие у детей аналитическое мышление. Такие игры, как «Кто летает?», «Съедобное – несъедобное», «Рыбы-птицы-звери», «Овощи-фрукты-ягоды» учат детей обобщать, выделять существенные признаки предметов.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач, развивая умение находить зависимости и закономерности, классифицировать материал, способность к комбинированию, умение находить и исправлять недостатки, предвидеть    результаты своих действий.    

        Важнейшим условием использования дидактических игр является эффективное педагогическое руководство игрой, которое осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия игры программным требованиям, определение наиболее удобного времени для проведения дидактической игры (на занятиях, в свободное время), выбор места для игры, подготовка необходимого дидактического материала, подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи.

        Проведение дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, объяснение правил и хода игры, определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра  [4].

После проведения игры необходимо подведение ее итогов. Итоги игры – это игровой и познавательный, развивающий, воспитательный результат. Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором дети (особенно старшие) совместно с педагогом анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход игрового взаимодействия.

Условием эффективности применения дидактических игр является наличие положительной мотивации ребенка, его интереса к игре, что повышает результативность занятий. Важно, чтобы игра не утомляла ребенка, была для него желанна и сопровождалась положительными эмоциями. Кроме этого, необходимо учитывать, что данные игры требует активной мыслительной деятельности детей, и как всякие игры, они не терпят принуждения.  Психологи рекомендуют проводить дидактические игры систематически, каждый день по 15-20 минут.  

Список литературы

  1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
  2. Игра дошкольника [Текст] /под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286с.
  3. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В.Карпова. –  Ярославль: Академия развития, 1997. – 230 с.
  4. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Академический Проект, 2002. – 160с.
  5. Поддъяков, Н.Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М.:  Просвещение, 1984. – С.5-15.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи дошкольника процесс очень важный, ведь развитая речь будущего ученика-это хорошая основа для его полноценного развития и обучения. Сделать этот процесс интересным и увлекатель...

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста

laquo;Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности».В.А. Сухомлинский....

Использование дидактических игр в развитие речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается способ развития речи детей посредствам дидактических игр. Приведены примеры игр, способствующих развитию различных сторон речи дошкольников: фонетико-фонематической, лексическ...

Презентация "Использование дидактических игр в развитие речи детей дошкольного возраста"

laquo;Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности».В.А. Сухомлинский....

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей "Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

В консультации рассматриваются компоненты системы речевого развития с использованием дидактических игр...