Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
консультация

Кюлафлы Екатерина Александровна.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции  необходимой для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки : [с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_vypolneniya_art._gimnastiki.docx180.51 КБ

Предварительный просмотр:

Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

C:\Users\Сергей\Desktop\Правила арт. гимнастики.jpg

Один из признаков  красивой речи - четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

 Гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры. Обязательно надо хвалить ребенка за успехи. Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день. Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут. В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое. Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений. Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход. Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое). Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. Упражнения в комплексе даются от простого к сложному. Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык  в сторону ложкой или другим безопасным предметом. В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения. При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.

Существуют комплексы упражнений направленных на развитие определенных мышц или групп мышц.

Комплекс для развития мышц губ:

«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.

 «Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не перекрывая ее.

 «Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.

 «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.

 «Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой. Получится «шторм».

 «Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка:

 «Чашечка». Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.

 «Лопата». Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.

«Жало». Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы.

«Футбол». С закрытым ртом надо упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.

«Маятник». Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.

«Чистим зубы». С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы.

 «Лошадка». Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек:

«Сытый хомячок». Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки.

 «Голодный хомячок». Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.

 «Лопнувший шарик». Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.

 «Буря». Выдувать мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"

Развитие движений органов артикуляционного аппарата является залогом правильного звукопроизношения детей  и развития речи в целом. Для того чтобы правильно выполнять упражнения артикуляционной ги...

Семинар- практикум для родителей " Правила выполнения артикуляционной гимнастики"

Данный материал содержит информацию для родителей- как правильно и эффективно выполнять дома артикуляционную гимнастику...

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Рекомендации для родителей по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики....

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Правила выполнения артикуляционной гимнастики...

Консультация для родителей. Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию...

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Как правильно выполненять артикуляционную гимнастику...