Семинар- практикум для родителей " Правила выполнения артикуляционной гимнастики"
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал содержит информацию для родителей- как правильно и эффективно выполнять дома артикуляционную гимнастику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях Задачи : активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики; сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений; обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений; познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома; формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям; расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1 .Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись . 2. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4 . Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА 1 . Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка. 2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения. 3. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Статические- направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
Динамические упражнения – вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость
Упражнения для губ и щек
ХОМЯЧОК Цель: - укреплять мускулатуру губ и щек Описание: Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Улыбка ( заборчик ) Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. ( под счет от1 до 5-10) . Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. Обратите внимание! 1. чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2.Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу: кладем палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем ее; зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна
ХОБОТОК Цель: вырабатывать движения губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении под счет от1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Обратите внимание! 1 . Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. 2 Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами.3. Можно предложить игру « Кто сильнее?» , когда ребенок удерживает губами бинтик, а вы пытаетесь вытянуть его.4. Можно пропеть звук «у»: «У-У-У»- и губы примут положение трубочки.
Хоботок- улыбка Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ Обратите внимание: Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.
Лопаточка ( (блинчик ) Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от1 до 5-10 Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Обратите внимание!: 1. Губы растянуты в улыбке. 2 . Не подворачивать нижнюю губу внутрь.3. Не высовывать язык далеко- он только накрывает нижнюю губу.4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.5 Если это упражнение не получается , то необходимо сделать упражнение « Накажем непослушный язычок».
Вкусное варенье цель: Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот , языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Обратите внимание! Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
Чашечка цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки . Обратите внимание! 1.Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению « Накажем непослушный язычок»., распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая пальчиками.3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
Часики цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот , высунуть язык и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Обратите внимание! 1. Двигается только язык- нижняя челюсть неподвижна.2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая ее, от одного уголка рта к другому.
Качели цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот , положить широкий язык за нижние зубы ( с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубу ( с внутренней стороны) и удерживать 3-5 сек.Так, поочередно, менять положение языка 4-6 раз Обратите внимание! Следите, чтоб работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными
Лошадка цель: Отрабатывать подъем языка, подготавливать его к вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка . Обратите внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется.2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Грибок цель: Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «Р».Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Описание: Улыбнуться, открыть рот ,присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута Удерживать в таком положении 5-10 Обратите внимание! 1. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению « Лошадка», ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп и присасывает язык к небу.
«Гармошка» Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Обратите внимание! 1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка» , выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
«Индюк» Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится « бл-бл » (так « болбочет » индюк). Обратите внимание! Кончик языка загибается кверху.
Маляр цель : Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить кончиком языка твердое небо ( « потолок»), делая движения языком вперед-назад. Обратите внимание! 1 . Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») 2. Следите ,чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
Вырабатываем направленную воздушную струю
Загоним мяч в ворота цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: вытянуть губы вперед «хоботком» и длительно подуть на шарик Обратите внимание! 1. Следить за тем, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.2. Загонять шарик нужно на одном выдохе.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"
Развитие движений органов артикуляционного аппарата является залогом правильного звукопроизношения детей и развития речи в целом. Для того чтобы правильно выполнять упражнения артикуляционной ги...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»
Задачи:- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляцион...
Консультация для родителей. Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию...
Семинар - практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика и её значение в исправлении речи детей».
Материал предназначен для родителей логопедических групп...
Консультация для родителей. Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Правила выполения артикуляционной гимнастики...
Консультация для родителей: "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"
Правила выполнения артикуляционной гимнастики:1. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, для закрепления вырабатываемых навыков. Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не более 2 -...
Консультация для родителей: "Правила выполнения артикуляционной гимнастики для шипящих звуков "
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц ...