Образовательное пространство современного детского сада.
статья (младшая группа)
Статья посвящена вопросам организации образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Полезная и нужная информация | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное пространство современного детского сада.
Статья посвящена вопросам организации образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В работе описывается содержание работы педагогического коллектива детского сада по созданию развивающей предметно-пространственной среды, условий для активного обучения и развития ребенка.
А это означает, что надо окружить ребенка всякими умными и интересными для него штуками, которые будут заманивать: «возьми», «поиграй», «подействуй», «поэкспериментируй со мной». Например, если это книжный уголок, то там должны быть не только разные и интересные книги, но рядом должно быть место, где можно уютно пристроиться с книжкой. Если это центр строительства, то должны быть не только кубики и конструктор, но и где-то рядом должны располагаться разнообразные машинки, звери, солдаты и другое, для которых нужно построить, дом, гараж, возвести город и т.п.
У нас группе появилось много различных развивающих и оборудованных центров, которые дают возможность одновременно заниматься различными видами познавательной деятельности (например, ковры на полу для игры в разнообразные конструкторы, кубики, машинки; небольшие столики для настольных игр, место с мольбертом для рисования). Пространство групп «разбито» на небольшие зоны, в которых дети могут по собственному замыслу менять пространственную организацию среды.
Для индивидуального творческого самовыражения в группе появился Уголок ИЗО, в котором представлено большое количество разнообразных материалов для занятий искусством: бумага, цветные карандаши, фломастеры, маркеры; краски; мольберты, пластилин, глина, материалы для коллажей; ножницы, степлеры, дыроколы, клейкая лента, трафареты. Педагогом задаются разные пространства предъявления детских продуктов: полки, стеллажи, стенды в группе и в приёмной, на которых ребенок может разместить свою работу. Работы детской деятельности (рисунки, поделки) используются в качестве украшения, насыщают особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.
Уделяя большое внимание к индивидуальным потребностям детей, в группе появились «Уголок уединения» и «Ширма»- огороженные места, где один или два ребенка могут играть без вмешательства других детей. Предназначение таких мест - возможность отдохнуть от взаимодействия с группой, почитать, полежать, послушать музыку, посмотреть картинки, снять напряжение, отвлечься, помечтать, ощутить мягкость и теплоту окружающего мира и т.д.
К сожалению, в практике работы дошкольных учреждений речевая активность детей (напр., чтение книг детям, рассказывание им историй, рассказы по картинкам) инициируется воспитателями чаще всего на организованных занятиях, а не в повседневном общении, распространена «солирующая педагогика». Учитывая данный факт, мы меняем маркеры среды, чтобы побудить детей к общению. Так, различные детские книги находятся не только в Книжном уголке, который для этого предназначен, но и по заданной теме в уголке природы, в уголке творчества, в спальне для чтения перед сном.
Как среда может влиять на развитие мыслительных навыков? Педагоги достаточно часто создают в среде агитацию, обращаясь к естественной природе любопытства ребенка. Очень часто мы делаем открытое представление материалов в среде по нужной теме. Трудно ведь пройти мимо, когда на столе лежат краски, солёное тесто, баночки с палочками, мыльные пузыри и другие манящие штучки. Всё это воодушевляет ребёнка творить, провоцирует обсуждать увиденное и порождает на новые идеи. Провокация – замечательный инструмент приглашения к разговору. В этот момент важно, чтобы ребенок сам чем-то заинтересовался, взял какой-то материал, а взрослый поймал этот момент и использовал ситуацию для развития мышления.
Вообще, ребенок-дошкольник очень любопытен, наблюдателен, любит экспериментировать, познавать суть вещей. Для разворачивания собственной исследовательской деятельности в группе имеется большое количество материалов в среднем не менее 3-5 образцов - колбы, трубочки, лупы, песочные часы, песок, вода, шишки, камни, ракушки и др. Для ребенка до 7 лет естественнее и гораздо легче постигать новое (проводить опыты, эксперименты), чем получать знания в «готовом виде».
И все мы прекрасно знаем, что игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. А тот, кто думает, что игра, всего лишь развлечение и пустое время провождение – он глубоко ошибается. В процессе игры ребенок развивает свое воображение, мышление. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций. Для этого в группе существует множество центров: центр строительно-конструктивных игр, театра, творчества, природы, и др. Воспитатели стараются обогатить все эти центры разнообразными атрибутами, чтобы предоставлять возможность полноценной игры с перевоплощением. К примеру, в центре сюжетно-ролевой игры стоит детская мягкая мебель, мебель для кукол, одежда, посуда, и другие атрибуты, при использовании автомобилей есть место для заправки, а также вещи для перевозки, для машин предусмотрен игрушечный гараж, а также фигуры людей в форме
Невозможно рассказать обо всех изменениях предметно-пространственного окружения детей в группе, но запомните одно «НО» как бы вы не «переставляли мебель», важно учитывать «фокус ребенка». Правильно организованная образовательная среда должна стимулировать любознательность, провоцировать новые способы действия, то есть по большому счёту, развивать, а не просто занимать детей. Стандарт накладывает на детский сад ответственность не за детские результаты, а за создание условий для развития каждого ребенка. И эти условия – прежде всего психолого-педагогические, самые важные для ребенка – детский сад гарантировать может и должен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду»
В статье отражена организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду, представлена системa мер по обеспечению безопaсного обрaзовательного пространствa в ДОУ....
Организация доступного образовательного пространства в детском саду
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Россий...
Организация образовательного пространства в детском саду .
Статья посвящена организацию развивающей среды ДОУ, способствующей развитию личности ребенка, его индивидуальных возможностей....
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве современного детского сада компенсирующего вида.
В данной статье воспитатель Колонтарева Людмила Петровна и учитель-дефектолог Сванидзе Елена Владимировна ГБДОУ № 101 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга раскрывают основные возм...
Консультация для воспитателей «Значение поликультурного образования в пространстве современного детского сада»
Консультация для воспитателей«Значение поликультурного образования в пространстве современного детского сада»...
Образовательное пространство современного детского сада.
В статье описывается содержание работы педагогического коллектива детского сада по созданию развивающей предметно-пространственной среды, условий для активного обучения и развития ребенка....
Пространство современного детского сада
Статья посвещена вопросам организации образовательной среды в дошкольных учреждении....