Родительское собрание для родителей дошкольников подготовительной к школе группе "Подготовка детей к обучению грамоте"
презентация

Сосновских Валентина Владимировна

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями.

Она решается в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты: излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении значение отдельных слов, предложений и целых текстов.

Грамотный человек – человек, умеющий читать, писать грамматически правильно, без ошибок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка детей к обучению грамоте Учитель-логопед Сосновских Валентина Владимировна январь 2022г. МКДОУ Байкаловский детский сад №6 «Рябинушка» 1

Слайд 2

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Она решается в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте . Грамота – это овладение умением читать и писать тексты: излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении значение отдельных слов, предложений и целых текстов. Грамотный человек – человек , умеющий читать, писать грамматически правильно, без ошибок. 2

Слайд 3

Основные компоненты, которые входят в процесс подготовки к обучению грамоте: Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен овладеть правильным, четким произношением всех звуков русского языка (свистящих, шипящих, соноров ). Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделение в слове первого (последнего) звука определение места звука в слове последовательное выделение отдельных звуков в слове, определение порядка звуков в слове, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, согласный глухой – согласный звонкий, согласный твердый – согласный мягкий), слоговой анализ слова, анализ предложения. 4. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. 3

Слайд 4

Сформированность звуковой стороны речи 4

Слайд 5

Сформированность фонематических процессов Фонематические процессы (фонематическая система) человека состоят из фонематического слуха и фонематического восприятия, при этом последнее включает простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления. 5

Слайд 6

Фонематический слух «занимается» различением фонем - частей слова, имеющих «смысл», содержание, обладающих значением. В норме к двум годам фонематический слух ребенка оказывается сформированным. К 4 годам в норме ребенок должен диф-ференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В возрасте 6 лет дети говорят, в целом, правильно, но все же у значительного числа их имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаще замены звуков). При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д. 6

Слайд 7

Игра «Будь внимательным!», «Поймай звук» Задача — развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Игра «Весёлое название» Задача - развивать умение внимательно слушать слова, на слух различать звуковой состав слова. Игра «Что лишнее?» Задача – развивать умение слышать, различать на слух слоги. Какой звук есть во всех словах? Задача – учить слышать и находить в нескольких словах одинаковый звук. Игра «Придумай слово» Задача - учить подбирать слова на заданный звук. 7

Слайд 8

Готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов : сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова (с четырех-пяти лет), выделение начального ударного гласного из слова (с пяти лет); он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — опреде-ление последовательности звуков в слове (последовательный анализ), их количества (количественный анализ), места по отношению к другим звукам (после какого звука/перед каким звуком – позиционный анализ). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (с шести лет). 8

Слайд 9

Классификация звуков русского языка 9

Слайд 10

10 Игра «Назови первый (последний) звук в слове» Задача - учить выделять первый (последний) звук в слове . Игра «Отгадай слово» Задача — учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Слайд 11

11 Игра « Добавлялки » Задача — учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Игра «Сложи звуки» Задача – составить из предложенных звуков слог (слово ). Игра «Скажи наоборот» Взрослый проговаривает два - три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. Игра «Определи место звука в слове» Задача — развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина).

Слайд 12

Игра «Найди слова, которые смогут жить в этом звуковом домике» 12

Слайд 13

Игра «Определи первый звук и обведи картинку нужным цветом» 13

Слайд 14

Игра «Подбери схему к слову» 14 1 5 4 3 2

Слайд 15

Игра «Прохлопай слова» Задача — учить делить слова на слоги. Игра «Составь предложение из слов» (составить, проанализировать) Ярко, солнце, на, светит, небо 15

Слайд 16

16

Слайд 17

Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. Предлагаем вашему вниманию комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома: Пальчиковая гимнастика. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Занятия с пластилином. Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов. Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов. Вырезание ножницами. Рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д. Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации. Графические упражнения. Штриховка. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте. " Урок в лесной школе"

Дети попадают в "Лесную школу", где лесные жители получили "Свидетельство готовности к школе", а дети таких еще не имеют. Чтобы получить "Свидетельство" им нужно выполнить задания....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы подготовка к обучению грамоте «Мы знаем все гласные буквы»

Конспект итогового  занятия по подготовке к обучению грамоте в форме игры "Вопрос на засыпку". Дети показывают свои знания, зарабатывая желанные мешочки с "золотым" песком. Родители так же являют...

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте» (с использованием ИКТ)

Семинар-практикум поможет родителям познакомиться с практическими методами и  приёмами подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Конспект родительского собрания с презентацией в подготовительной к школе группе. Тема: «Скоро в школу».

Родительское собрание познакомит с критериями готовности ребенка к школе....

Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных к школе групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Цель: оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей, к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....

Консультация для родителей подготовительной к школе группы: "Подготовка к обучению грамоте. Звуковая культура речи."

Консультация для родителей подготовительной к школе группы "Подготовка к обучению грамоте. Играем со звуками" - развитие звуковой культуры речи....