Консультация по работе с гиперактивными детьми
консультация (старшая группа)

Холуева Анна Александровна
Познакомить педагогов с играми, способствующими развитию внимания, контроля над импульсивностью и управлению двигательной активностью у гиперактивных детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_giperaktivnye_deti_v_dou.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Звёздочка»

Выполнила:

Педагог-психолог

Щепина А.А.

Консультация по работе с гиперактивными детьми

Цель: познакомить педагогов с играми, способствующими развитию внимания, контроля над импульсивностью и управлению двигательной активностью у гиперактивных детей.

Задачи:

1) создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;

2) демонстрация картотеки игр для гиперактивных детей.

План:

1. Теоретическая часть.

Цель: знакомство педагогов с понятием гиперактивность, правилами подбора и проведения игр.

2. Практическая часть.

Цель: применение на практике игр, оказывающих коррекционное воздействие на гиперактивность.

Приветствие:

Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на своей консультации.

Предлагаю начать работу с ритмичной кричалки. Я задаю вам вопросы, а вы отвечаете либо да-да-да; либо нет-нет-нет. Все готовы?

Вы на консультацию все пришли?

Да-да-да!

А хорошее настроение с собой принесли?

Да-да-да!

Кто-то пришел за долгой теорией?

Нет-нет-нет!

Кто-то пришел за практической пробой?

Да-да-да!

Кто-то попал сюда просто так?

Нет-нет-нет!

Вы наверное устали уже отвечать?

Нет-нет-нет!

Пора бы консультацию с нам начать?

Да-да-да!

Тогда постараюсь поддержать настроение, и показать практическое применение!

Приятное дело – озорничать!

Не остановишься – стоит начать!

Да, больше всего я люблю баловство,

А слушаться я не люблю никого!

Нет, никому не справится с нами –

С такими быстрыми озорниками!!!

        Каждый педагог встречал в своей практике детей, которые, вечно бегут куда то, бесцельно производят какие-то движения, роняют вещи, все ответы выкрикиваются с места, перебивают, не дослушав вопроса до конца, успевают болтать со всеми рядом сидящими детьми одновременно, смешат, кривляются, отвлекают детей. Когда педагог делает замечание, такой ребёнок, либо не обращает внимания на педагога, либо очень бурно реагирует: обижается, хамит. Обычные воспитательные воздействия, не имеют результатов. Вы наверное, догадались, о каких детях мы сегодня будем с вами говорить?

- о гиперактивных детях.

- Все верно, такое поведение ребёнка – это признаки гиперактивности.  

Предлагаю обратиться к определению «Гиперактивности» - «много активности» дословный перевод. Это состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. Гиперактивность связана с возбуждением нервной системы. И ребенок не в состоянии контролировать процессы возбуждения и торможения.

     Причины гиперактивности могут быть разные: вы их можете увидеть на экране.

1) Генетические Наследственная предрасположенность 

2) Биологические – родовые травмы, стремительные роды, заболевания матери во время беременности

3) Социально-психологические причины. Микроклимат в семье, неправильная линия воспитания.

Выделяют три основных симптома проявления гиперактивности:

  1. дефицит внимания,
  2. импульсивность,
  3. повышенная двигательная активность.

       Не существует единого теста для диагностики гиперактивности в психологической практике. Такой диагноз имеет право ставить только детский невролог, психиатр. Но не смотря, но то, что диагноз может поставить только врач, со своей стороны как педагоги мы можем использовать:

метод наблюдения за поведением ребенком, и его родителями.

Метод анкетирования или  опрос воспитателей и родителей, в котором будут указаны критерии гиперактивности. Для оценки гиперактивности, я использую критерии, разработанные П. Бейкером и М. Алвордом.

После диагностики необходимо организовать коррекционную работу с ребенком.

Цель коррекции является оказание помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптомокомплекса данного нарушения, создание той психологической атмосферы в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать жизненные задачи.

      При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на развитие следующих умений: они выведены на экран.

- концентрировать внимания;

- контролировать свои движения;

- снимать мышечное напряжение;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- правильно выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

     Работа с детьми строится традиционными способами:

- индивидуальной;

- парной;

- подгрупповой

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка имеет целый ряд приемов, но так как ведущий вид деятельности у дошкольника это игра, поэтому предлагаю игры.

  1. Игры на развитие внимания и контроля двигательной активности.
  2. Игры и игровые упражнения направленные на контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.
  3. Обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.
  4. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

1. Игра «Подвигай телом».

Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, развитие координации движений и контроля двигательной активности, внимания.

Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.

Команды:

  • танцуем правой рукой;
  • танцуем левой рукой;
  • танцуем обеими руками;
  • танцуем отдельно головой;
  • танцуем левой ногой;
  • танцуем правой ногой;
  • танцуем обеими ногами;
  • танцуем туловищем;
  • танцуем правым плечом;
  • танцуем левым плечом;
  • танцуем обеими плечами;
  • танцуем бровями;
  • танцуем носом;
  • танцуем губами;
  • танцуем лицом;
  • добавляем к танцу голову и шею;
  • добавляем плечи;
  • добавляем к танцу руки;
  • добавляем правую ногу;
  • добавляем левую ногу;
  • танцуем всем телом;
  • исключаем из танца правую ногу;
  • исключаем из танца ноги;
  • исключаем из танца туловище;
  • исключаем из танца руки;
  • исключаем из танца плечи;
  • исключаем из танца голову;
  • исключаем и лицо;
  • танцуем губами;
  • остановились;
  • повернулись;
  • улыбнулись!

Количество движений может быть любым, в зависимости от особенностей ребенка. Но главное обращать внимание на то, чтобы ребенок мог контролировать свои движения

2. Упражнение «Интервью».

Цель: контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.

Инструкция: представим, что вы космонавты, оказавшиеся на другой планете и с вами на связь вышла земля
Психолог говорит: Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали! Космонавты здоровы? Раз, два, три! Люди на планете есть? Раз, два, три! Небо, какого цвета? Раз, два, три! Вода есть? Раз, два, три! Животные есть? Раз, два, три! Домой хотите? Раз, два, три!

3. Зоопарк.

Цель: обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Я буду рассказывать о зоопарке и показывать движения на спине, вы по кругу передаете движения и делаете массаж друг другу.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, вправа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводит направо и налево)
  3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине)
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест)
  5.  Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки)
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику)
  7. Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине)
  8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину)
  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку(делать ладонями движения, похожие на змеиные)

10-Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги)

11-А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их)

12 – Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера)

Упражнения на снятие импульсивности

«Море волнуется...»

Цель: снижение импульсивности.

Содержание: Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Взрослый произносит считалку:

Море волнуется - раз!

Море волнуется - два!

Море волнуется - три!

Морская фигура - замри!

Дети замирают в одной из поз. По команде взрослого "Отомри!" упражнение продолжается.

Игра «Разговор с руками»

Цель: развитие контроля за собственными действиями.

Содержание: Взрослый предлагает ребенку обвести на листе бумаге свои ладошки. Затем предлагает ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросить «Кто вы такие?», «Как вас зовут?», «Что вы любите?», «Что не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не вступает в диалог, то взрослый сам проговаривает за него весь диалог. При этом необходимо делать акцент на том, что руки хорошие, умеют много всего делать, а не драться.

8.Релаксация-визуализация.

В работе   гиперактивными детьми очень важно научить их расслабляться, снимать напряжения, поэтому использование релаксации – визуализации необходимо.

Примите удобную позу. Сейчас зазвучит музыка и вы закроете глаза.

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинаем путешествие. Наше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будем счастливы.

   В этом месте может произойти что-то чудесное и волшебное….

Теперь вы снова на своем облаке и оно везет всех назад. На ваше место. Слезайте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

РЕФЛЕКСИЯ

Свою консультацию я хотела бы закончить народной мудростью:

Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми. Оскар Уайльд

А вас попрошу, с помощью народных мудростей выразить свое отношение к сегодняшней встречи. Возьмите на память себе то изречение которое соответствует моей работе.

  1. Такое уменье везде найдет примененье)
  2. Много поту – да мало проку!
  3. За все берется, да не все удается

Спасибо все за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Особенности работы с гиперактивными детьми"

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают исп...

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Консультация для воспитателей "Использование игр и упражнений в работе с гиперактивными детьми"

Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что по...

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...

Консультация "Правила работы с гиперактивными детьми"

Консультация "Правила работы с гиперактивными детьми"...

Консультация "Правила работы с гиперактивными детьми"

Предлагаю познакомиться с особенностями гиперактивных детей и правилами организации работы с ними, подборкой игр....

Консультация "Особенности работы с гиперактивными детьми"

Что такое гиперактивность? Почему она возникает?По точному замечанию детского невропатолога, врача В.И. Гарбузова, никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родите...