Консультация для родителей: "как развивать воображение детей"
консультация
В данной консультации представлены рекомендации по развитию воображения у детей дошкольного возраста, а также представлены игры, способствующие развитию данного психического качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_voobrazheniya_u_detey.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие воображения у детей
Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Наиболее благоприятным для развития воображения является период от пяти до двенадцати лет.
Что же такое воображение? Воображение – это способность создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта, которая присуща только человеку. С помощью воображения осуществляется мысленный отход от непосредственно воспринимаемого, формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается новыми впечатлениями о предметах и явлениях и связях между ними. Поскольку жизненный «багаж» ребенка очень мал, а возможность оценки своего опыта ограничена, то в детской психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.
Воображение претерпевает изменения по мере роста и развития ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Недостаток жизненного опыта компенсируется вхождением сказочных нереальных событий в реальную жизнь ребенка, и он легко верит в волка и Бабу Ягу на экране или картинке. В старшем дошкольном возрасте воображение активизируется, воссоздающее воображение сменяется творческим, позволяющим создать принципиально новый образ.
Рассмотрим этапы развития воображения с раннего возраста до школьного.
• Этап игрового действия
В раннем возрасте мы говорим только о предпосылках воображения, которое зарождается в игровых действиях с предметом. Сначала малыш не откликается на предложенные взрослым замещения реальных предметов (не принимает кубик вместо стульчика). Постепенно в процессе игрового замещения ребенок все больше подражает взрослому и, наконец, наступает момент, когда он использует в игре собственные замещения. В этом проявляются первые признаки воображения, которое пока функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
• Этап преобразования мира
Знаний и представлений недостаточно и ребенок легко объединяет разные представления и некритически относиться к полученным комбинациям. В начале(3-5 лет) дети еще очень нуждаются в наглядности при создании новых ситуаций в игре или восприятии литературных текстов. Но уже скоро их представления позволяют видеть ситуацию глазами не только разных людей, но и животных и даже предметов. Ребенок 5-ти лет очень четко отличает реальное от нереального, понимает, что может и не может быть. Его жизненный опыт постепенно делает воображение критичным, он чувствует меру, за которую не должно переходить воображение. На этом этапе воображаемое ребенком почти полностью совпадает с образами памяти, т.е. воображение носит преимущественно воссоздающий характер.
• Создание воображаемых миров
В возрасте 5-7 лет дети создают целые воображаемые миры, населенные различными существами, с которыми у ребенка сложные и многоплановые взаимоотношения. Такие «миры» - прямое отражение внутренних потребностей и переживаний ребенка. По содержанию детских фантазий этого возраста можно судить о психическом неблагополучии, особенно если фантазии имеют устойчивый, навязчивый характер.
Создавая новый образ, дети планируют процесс, начиная с замысла, и сознательно используют специфические средства и приемы.
Как становятся фантазерами: упражнения для развития воображения в дошкольном возрасте
Мы предлагаем специальные упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие воображения и фантазии. Все игры условно можно разделить на графические - в которых основным средством создания образа является зрительный, словесные, где используется слово, и двигательные - предполагающие создание образа через движение.
Преимуществом всех предложенных упражнений является их увлекательность и игровое начало. Вы легко сможете использовать рекомендуемые игры для организации детского и семейного досуга, доставляя удовольствие детям и взрослым. Итак, приглашаю Вас в увлекательный мир фантазий.
«Волшебники»
Ребенку предлагаются две совершенно одинаковых фигуры-схемы человечков в длинной одежде-балахоне с палочкой в руке. Задача- с помощью красок или карандашей дорисовать(превратить) одну фигуру в доброго, а другую- в злого волшебника.
«Три краски»
Предложите ребенку выбрать три краски, которые, по его мнению, подходят друг к другу и заполнить ими весь лист. После предложите придумать как можно больше названий к рисунку и пофантазировать на тему того, что в нем происходит.
«Неоконченный рисунок»
Ребенку предлагается от5 до12 и более кругов. Его задача превратить каждый круг в новый предмет с помощью дополнительных деталей. Чем больше и разнообразнее образов может придумать ребенок, тем выше уровень воображения.
«Рисунок в несколько рук»
Всем играющим предлагается задумать какой-либо образ. Первый игрок рисует один элемент своего образа, следующий, учитывая уже имеющееся изображение, должен дорисовать деталь из своего замысла, и так до тех пор, пока не поучаствуют все игроки. Результат не важен, важно увлеченность процессом.
«Интонация»
Предложите ребенку проговорить несколько фраз с различной интонацией: строгой, веселой, грустно, ласково и т.д. детям будет веселее, если при формулировке задания взрослый продемонстрирует несоответствие слов и эмоций, и попросит смешную фразу говорить с печальной даже скорбной интонацией.
«Неоконченный рассказ»
Ребенку зачитывается начало небольшого рассказа так, что повествование обрывается на месте, где начинают разворачиваться главные события. Потом ребенка просят придумать окончание рассказа. Первая часть, предложенная взрослым должна быть лаконичной и увлекательной, а ребенок, продолжая не должен забывать о завязке, предложенной вначале.
«Веселые ассоциации»
Игроку или игрокам предлагается пара слов, которые нужно связать по смыслу, или ассоциации. Например, кошка- лампочка: кошка греется под лампочкой, кошку зовут Лампочка, у кошки глаза горят, как лампочки и др.
«Веселый ученый»
Ребенку предлагается пофантазировать на тему научных задач: как вырастить пальму на луне, построить машину для расчесывания собак, оживить куклу, сделать из мухи слона и т.д. В этом упражнении взрослому предоставляется возможность в увлекательной форме уточнить и расширить знания ребенка о мире, заинтересовать его новой информацией.
«Танец»
Ребенку предлагают прослушать небольшой музыкальный фрагмент и придумать свой танец под эту музыку, дать ему какое-то подходящее название.
«Пантомима»
Игрокам по очереди предлагается показать предмет или действие. Варианты могут предлагаться спонтанно или быть подобраны заранее. Все участники пытаются угадать, что показывает водящий, высказывают свои версии. Кто догадался становиться водящим и сам старается изобразить предмет с помощью движений.
Используйте предложенные игровые упражнения в своих играх и занятиях с детьми, и Вы найдете в них благодарных и активных участников ваших затей. Фантазируйте смело сами, предлагая малышам новые затеи, и они никогда не будут смотреть на мир скучно и уныло!
Желаю Вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Как развивать воображение"
Развиваем воображение в нетрадиционной техники рисования...
Консультация для родителей «Как развивать у детей 4-5 лет представления о величине»
Уважаемые родители сегодня я хочу Вам рассказать о том, как знакомить детей с величиной. Величина - это такое качество предметов, по которому они сравниваются дру...
Консультация для родителей «Как развивать у детей 4-5 лет представления о величине»
Уважаемые родители сегодня я хочу Вам рассказать о том, как знакомить детей с величиной. Величина - это такое качество предметов, по которому они сравниваются дру...
Консультация для родителей: " Как развивать мышление детей? "
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Непосредственно интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется в ходе его предметной деятельности ...
Консультация для родителей «Как развивать воображение у ребенка»
Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко....
Консультация для родителей « Как развивается общение детей друг с другом».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «НАДЕЖДА»Городского округа Ступино Московской области Ко...
Консультация для родителей «Как развивать воображение у ребенка»
Консультация для родителей «Как развивать воображение у ребенка»...