Пальчиковый массаж как средство развития речи детей
консультация (младшая группа)
Пальчиковый массаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovyy_massazh_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковый массаж как средство развития речи детей
Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, далеко не всем известный, — пальчиковый массаж, способствующий активизации речевых центров головного мозга.
Пальчиковый массаж и самомассаж - один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.
Игровой пальчиковый самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.
Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.
Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.
Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи
1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей (мизинец)
Меняем руку
И клестов, и снегирей (большой палец)
Любят горного козла (указательный палец)
Обезьянку и осла (средний палец)
Дикобраза и ежа (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)
2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев
Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.
По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)
А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)
3. Массаж (самомассаж) прижимающий
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Правая рука
Шел медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся по дороге (безымянный)
«Видно очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил» (указательный)
Так подумал и пошел (большой)
Левая рука
Он на поиск диких пчел (большой)
Все медведи – сладкоежки (указательный)
Любят есть медок без спешки (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге (мизинец)
4. Потягивание за кончики пальцев
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Тянут – тянут (мизинец)
Бабка с дедкой (безымянный)
Из земли (средний)
Большую репку. (указательный)
Вот пришла бы (большой)
Наша внучка, (большой)
Помогла б (указательный)
Собака Жучка (средний)
Где же кошка? (безымянный)
Мышка-крошка? (мизинец)
Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)
Вытянута репка!
5. «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.
Вариант 1
На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)
Вариант 2
Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугались щелчка –
Разбежались кто куда!
6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии
Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу
Я катаю колобок,
У него румяный бок,
Круглый бок, румяный бок,
Вот так чудо – колобок!
7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии
Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
8. Самомассаж бусинками
Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.
Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й
Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й
Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й
Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й
Смена руки
Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й
Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й
Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й
Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й
9. Самомассаж шестигранными карандашами
Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.
Покатаю я в руках карандаш немножко,
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)
Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.
Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.
11. «Горошки»
Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.
С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки – руки держат все горошки.
12. Самомассаж прищепками
Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.
1-ый вариант
Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.
Дай, хозяйка корма мне,
Раньше, чем моей родне.
2-ой вариант
Кусается больно котенок – малыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш! »
13. Массаж четками
Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.
Четки мы перебираем,
Все на свете мы считаем.
За день всходит только раз
В синем небе солнца глаз.
И гордится голова:
У нее-то глаза два!
Мы пускаем пузыри:
Раз пузырь, и два, и три.
Мы считаем дырки в сыре:
Раз и два, и три, четыре.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии речи детей....
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....
«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей». Отчёт по теме самообразования
для воспитателей...
Пальчиковый массаж как средство развития речи
Пальчиковый массаж как средство развития речи...
Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.
Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...