Как помочь ребенку в период адаптации.
статья (младшая группа)

Малёна Анжела Михайловна

Как помочь ребёнку в период адаптации

   Процесс адаптации к детскому саду является сложным не только для ребёнка, но и для родителей. Маме и папе также нелегко расставаться с малышом, как и ему самому. Необходим позитивный настрой родителей на детский сад. От того, как вы расскажите о саде: с радостью и вдохновением, или с отчаянием и грустью, будет во многом зависеть состояние малыша. При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня. Отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещения, все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются разные страхи. Малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеют и т. д.                                                                                         

Характер адаптации зависит от нескольких факторов:                                                                                     

1 – возраст  (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет);                                                                                                                                                       

2 - состояние здоровья и уровня развития;                                                                                                         

3 – биологического и социального анамнеза(протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребёнка после рождения- режим дня, питания, игры; заболевания в течение первых трёх месяцев жизни и другие факторы).        

В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводится к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребёнка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад.  Они считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят проблемы: «Скучно ребёнку в детском саду? Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет». В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребёнка формируется защитно – оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду.                                                                                                               

Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.                                                                                                                                                                      

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.                                                    

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребёнка в детский сад.                                                                                                                                                      

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок» и обязательно включающей игры и упражнения.

Создание  эмоционального благоприятной атмосферы в группе.                                             

 Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и условий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация.  Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие не такие как дома.  Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, нужно одомашнить группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более  уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.   Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух – трёхлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребёнка появилось желания заниматься в нем.   Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А некоторые, особое первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет.                                                                                                                        

  Психологи установили, что изо-деятельность для ребёнка не только и не сколько художественно- эстетическое действие, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок ИЗО со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в донный момент на душе у ребёнка, -тоскливо и тревожно или наоборот, светло и радостно. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным являются их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Как показывает наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трёх месяцев).Проблема со сном вызвана не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличающейся от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате, возле других детей отвлекает, не дает возможность расслабиться и уснуть. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилами. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.  Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Работа с родителями.                                                                                                        

 Необходимое условие успешной адаптации – согласование действий родителей и воспитателя, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни стоит приводить ребёнка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.   Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребёнок тоже тревожится.   Поэтому задача педагога – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповое помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем малыш будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.  В свою очередь родители должны внимательно прислушивались к советам педагога, внимательно следить за его консультации, наблюдения и пожелания.

Игры в адаптационный период с детьми двух – трёх лет.                                                 

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увить в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как маму) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда вступает взрослый.  Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.  Таким образом, существует целая система работы с детьми, впервые начавшими посещать детский сад. Данная система работы поможет ребёнку легче адаптироваться к  условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет  способствовать процессу ранней социализации.                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _kak_pomoch_rebyonku_v_period_adaptatsii.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку в период адаптации

   Процесс адаптации к детскому саду является сложным не только для ребёнка, но и для родителей. Маме и папе также нелегко расставаться с малышом, как и ему самому. Необходим позитивный настрой родителей на детский сад. От того, как вы расскажите о саде: с радостью и вдохновением, или с отчаянием и грустью, будет во многом зависеть состояние малыша.                                                                                                                                           При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня. Отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещения, все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются разные страхи. Малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеют и т. д.                                                                                         Характер адаптации зависит от нескольких факторов:                                                                                        1 – возраст  (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет);                                                                                                                                                        2 - состояние здоровья и уровня развития;                                                                                                          3 – биологического и социального анамнеза(протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребёнка после рождения- режим дня, питания, игры; заболевания в течение первых трёх месяцев жизни и другие факторы).        В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводится к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребёнка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад.  Они считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят проблемы: «Скучно ребёнку в детском саду? Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет». В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребёнка формируется защитно – оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду.                                                                                                                Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.                                                                                                                                                                       1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.                                                    2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребёнка в детский сад.                                                                                                                                                      3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок» и обязательно включающей игры и упражнения.

Создание  эмоционального благоприятной атмосферы в группе.                                              Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и условий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация.                     Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие не такие как дома.                      Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, нужно одомашнить группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более  уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.                                                                                  Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно.                                                                                                       Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух – трёхлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребёнка появилось желания заниматься в нем.                                                                                                                 Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А некоторые, особое первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет.                                                                                                                        

  Психологи установили, что изо-деятельность для ребёнка не только и не сколько художественно- эстетическое действие, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.                                                                                                                                                  Уголок ИЗО со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в донный момент на душе у ребёнка, -тоскливо и тревожно или наоборот, светло и радостно.                            Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным являются их успокаивающее и расслабляющее действие.                                                                                                                                Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.                                                                                  Как показывает наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трёх месяцев).Проблема со сном вызвана не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличающейся от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате, возле других детей отвлекает, не дает возможность расслабиться и уснуть.                                                                                                                                                                            В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилами. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.                                                                                                  Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Работа с родителями.                                                                                                         Необходимое условие успешной адаптации – согласование действий родителей и воспитателя, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.                                                                                      Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни стоит приводить ребёнка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.                                                                                                      Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребёнок тоже тревожится.                                                                                                                                              Поэтому задача педагога – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповое помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем малыш будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.                                                                                                                                      В свою очередь родители должны внимательно прислушивались к советам педагога, внимательно следить за его консультации, наблюдения и пожелания.

Игры в адаптационный период с детьми двух – трёх лет.                                                  Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увить в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как маму) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.                                                                                                                                                  Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда вступает взрослый.                                           Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.        

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.                                      Таким образом, существует целая система работы с детьми, впервые начавшими посещать детский сад. Данная система работы поможет ребёнку легче адаптироваться к  условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет  способствовать процессу ранней социализации.                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь ребенку в период адаптации"

Консультация "Как помочь ребенку в период адаптации" Игры в период адаптации....

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: "Как помочь ребенку в период адаптации"

Данный материал помогает воспитателю в самый тяжёлый адаптационный момент помоч ребёнку....

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"

В данном материале представлены советы родителям , которые помогут им наиболее "безболезнено" пройти вместе с ребенком такой сложный жизненный период, как адаптация в ДОУ...

«Как помочь ребенку в период адаптации» Игры в период адаптации

При поступлении ребенка в д/с происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного....

Консультация :Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с .

Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ....

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ."...