Неговорящие дети
консультация

Марьясова Наталья Петровна

Консультация для родителей "Неговорящие дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negovoryashchie_deti_-_kto_oni.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Неговорящие» дети – кто они?

Если вашему ребенку скоро 3 года, а он молчит, в его словаре только «мама, папа, би-би», да еще несколько слов, не следует думать, что ребенок ленится или «не хочет» говорить. Дети в этом возрасте не знают усталости. Необходимо вовремя выявить проблему, найти и устранить причину. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

ПРИЧИНАМИ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) МОГУТ БЫТЬ:

  • Неврологические и сенсо-моторные проблемы. Патология беременности, родов, другие нарушения.
  • Социальные проблемы. Педагогическая запущенность. Гиперопека. Недостаточность общения с ребенком: У «неговорящих» родителей и дети неговорящие.

Начиная с года, родители должны уметь в игровой форме направлять развитие речи по правильному пути. Повседневное общение даёт возможность обогащать словарь детей.

С самого раннего возраста приучайте сына или дочь к правильному произношению звуков и слов. Не поощряйте сюсюканье, слова-паразиты и речевые ошибки, какими бы забавными они вам не казались. Также необходимо и самим следить за чистотой речи, стараться не использовать без нужды уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Как стимулировать развитие речи ребенка?

1. Читайте малышу сказки и обсуждайте их.

2. Постоянно общайтесь с крохой, отвечайте на его вопросы, задавайте вопросы ему.

3. Рассказывайте ребенку об окружающем мире. Развивайте и поощряйте его любознательность.

4. Занимайтесь развитием мелкой моторики: рисуйте, лепите, играйте с крупой, работайте с ножницами.

5. Учите различные пальчиковые потешки, типа «Сороки-вороны».

6. Используйте в играх элементы пальчикового театра.

7. Регулярно используйте простую артикуляционную гимнастику. Найти ее можно в Интернете.

8. Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.

Если же Ваши занятия не дают положительного результата», ребенок продолжает выражать свои мысли с помощью жестов, не может сформулировать простые фразы, типа «хочу пить», обязательно надо обратиться за помощью к специалисту (логопеду).

С логопедом начинать стимульные занятия по формированию речи эффективно с 2,5 лет. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка в соответствии с закономерностями развития ребенка. Но Вам всегда надо помнить о том, как бы усиленно не работали с малышом специалист, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалиста не стоит, и большая доля работы ляжет на ваши родительские плечи. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.

Давайте подведем небольшой итог и еще раз выделим моменты, на которые родители должны обратить внимание, а также более четко обозначим, когда нужно обращаться к логопеду:

1. Если кроха в младенчестве молчит и не «гулит».

2. В 1,5-2 года не выговаривает простые слова: «мама», «папа», «топ-топ», «ку-ку» и т. д.

3. Ребенок до трех лет молчит, хотя понимает, что ему говорят, когда к нему обращаются. Или, не понимает.

4. Если в четыре года ребенок не использует свой активный словарный запас (все, что накопил).

5. Речь крохи не развивается. В четыре года он говорит так же, как и в три.

6. В четыре года малыш не умеет строить предложений.

7. К пяти годам он шепелявит, картавит, гнусавит, произносит неправильно звуки, смягчает их.

8. В старшем дошкольном возрасте ребенок плохо запоминает слова, не умеет говорить развернутыми предложениями.

9. В пять лет малыш пропускает слоги, неправильно произносит более трех звуков, искажает слова, переворачивая слоги.

10. Также в пять лет имеет трудности с графическим запоминанием.

А вообще уже с трех лет рекомендуется ежегодно бывать на консультации у логопеда, даже, если на первый взгляд кажется, что у Вас все нормально.
И помните, что ребенок учится, играя, поэтому он не должен переутомляться, чтобы не потерять интерес к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие предназначено для сту­дентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включа­ет в себя тематический план, список лит...

Р.Е. Левина Изучение неговорящих детей

Мы приводим описание двух детей, речь которых к моменту поступления в школу была глубоко недоразвита. Эти дети умели пользоваться лишь немногими лепетными обрывками слов, сопровождая их поясняющ...

Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...

Рекомендации родителям неговорящих детей и детей с заиканием

Предлагаю Вашему вниманию материал, который часто размещают в логопедическом уголке в качестве информации для родителей детей с речевыми нарушениями. Надеюсь, что кому-нибудь он будет полезен....

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей у безречевых или неговорящих детей.

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей  у безречевых или неговорящих детей....

Рекомендации родителям неговорящих детей (детей с ОВЗ)

Важные условия эффективной коррекционно-развивающей работы, ее высокой результативности и положительной динамики - это активное и осознанное участие родителей, их тесное взаимодействие со специалистам...