Что делать если ребенок кусается?
статья (младшая группа)

Ивановская Анастасия Владимировна

С проблемой того, что ребенок кусается, сталкиваются родители детей младшего дошкольного возраста. Обычно период  кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_esli_rebenok_kusaetsya.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок кусается?

Многих мам волнует вопрос: Что делать, если ребенок кусается? Почему ребенок кусается? Как отучить ребенка от этой привычки?

С проблемой того, что ребенок кусается, сталкиваются родители детей младшего дошкольного возраста. Обычно период  кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет.

Если кусается годовалый ребенок, когда у него режутся зубки – это нормально. Так же потребность укусить у него возникает, когда он злиться или устал. Это может происходить как в шутку, так и со зла. Если кусается двухгодовалый ребенок, то причину следует искать, прежде всего, в семье, в стиле семейного воспитания. Реакция большинства взрослых на то, что ребенок кусается, весьма эмоциональна. Агрессивные действия ребенка жестко подавляются. Нужно попытаться понять почему ребенок так себя ведет, почему он вдруг ни с того ни сего начал кусаться. Причины того, что ребенок кусается, могут быть разнообразны. Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин.

Первая - желание приблизиться к окружающим и вступить с ними в контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Младенцы часто кусают разные предметы, соски, игрушки и даже материнскую грудь. Вначале они делают это неосознанно, но затем они все лучше понимают смысл укуса и реакцию, которую тот вызовет у окружающих.

Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детсадах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.

Возникает противоречие между его недостаточными вербальными способностями и достаточно высоким ментальным уровнем. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Третьим фактором может стать низкая сенситивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сенситивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, ссоры между родителями… Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.

Если ранее, дети могли требовать что-то от взрослых используя плач, то в возрасте двух – трех лет, попадая в коллектив других детей, они сталкиваются с новыми, неожиданными для них  взаимоотношениями. Дети могут ударить, дать сдачу, могут не отдать «без боя» свою игрушку. Часто ребёнок кусается в детском саду, чтобы получить то, что он хочет. Некоторые дети для получения желаемого используют крик, кто-то плачет, кто-то может и ударить, а кто-то может и укусить. Кусание в этом случае следует рассматривать как способ защиты ребенка себя или своей игрушки.

Если ваш ребёнок проявляет агрессию таким способом как кусание, это может быть связано как  с проявлением его  амбиций,  так и указывать на некие семейные проблемы. Довольно часто дети, недополучающие внимания и ласки от родителей, привлекают к себе их внимание, направляя на них свою агрессию.

Если ребёнок кусается в детском саду - это может служить сигналом его перевозбуждения и усталости от долгого пребывания в большом и шумном детском коллективе.

Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

          Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить  переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения  ребенка  в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.

            Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», "Кусать можно только яблоки".  Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы.  Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».

            Если  не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка,  необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.

            Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала  утвердительно, была  эмоционально схожа с состоянием ребенка.   Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.

           Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает.  Приказывая ребенку, при  этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести  к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

           Если вас укусил ребенок - не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

            Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда  он находится в состоянии гнева.

            Не идите на поводу своих эмоций.  Проявляйте ум и чуткость.

    Если вы заметили, что ребенок начал кусаться - в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.

            При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность.  Соответственно, излишняя  опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.

            На  развитие личности ребенка, формирование у него положительных  качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного  воспитания, общения с ребенком.

            Если вам трудно самостоятельно отучить ребёнка кусаться, не медлите, обратитесь к детскому психологу за консультацией.

    Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо,  прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Что делать, если ребенок ворует?

Статья имеет консультативный характер и предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются причины детского воровства, его возрастные аспекты, а также даны рекомен...

Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками

Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ИГРУШКАМИ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?

Ребенок от года до полутора лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей. Поэтому взрослые прежде всего должны научить его, как лучше общаться, взаимодействовать с окружающим...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Ребенок-манипулятор. Что делать, если ребенок манипулирует родителями?

Что такое манипуляции, как распознать, как прекратить...

А ваш ребенок в безопасности? Что делать, если ребенок пропал? Правила безопасности для ребенка.

Консультация для родителей в форме памятки о действиях, направленных на сохранение безопасности  ребенка, о приучении ребенка к выполнению определенных правил, помогающих сохранить безопасность. ...

Памятка родителям «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

Памятка для педагогов и родителей«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти» Сосание предметов Что нужно делать?Чего делать нельзя? 1. Наполн...