родительское собрание«Возрастные особенности 3-4 лет. Кризис 3 лет. Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения»
консультация (младшая группа)

Фомина Оксана Ивановна

Цели:

  1.  познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет;
  2. расширить контакт между педагогами и родителями.
  3. расширить знания родителей о кризисе трех лет;
  4. обучить приемам конструктивного общения с детьми.
  5. Создание условий для предупреждения детского травматизма

   План:

1. Выступление воспитателя: «Особенности возраста»

2. Выступление воспитателя: «Кризис трех лет»

3. Выступление воспитателя: «Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения»

4. Выбор родительского комитета

5. Разное

Форма проведения: беседа за круглым столом

Участники: воспитатели, родители

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что все мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи в воспитании детей и создании для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Тема нашего собрания «Возрастные особенности детей 3–4 лет»

"Особенности возраста"

Хочу свое выступление начать со слов известного педагога А. С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной»

Младший возраст – важней период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

Характеристика второй младшей группы ДОУ.

Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры, групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п., с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п., о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник, праздниках (Новый год, день своего рождения, свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.

Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально - ритмическим движениям).

И так мы с вами выяснили, что детям 4 года жизни свойственно:

1. Потребность в самостоятельности;

2. Увлеченность игрой;

3. Любознательность;

4. Общение со сверстниками.

3. Предлагаем выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.

В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу. Уважаемые родители! Год назад мы переступили вместе с вами и вашими детьми порог детского сада. За этот год многое мы пережили – были и слезы и смех, и первые победы. Спасибо Вам за то, что вы были с нами рядом, за вашу поддержку.

Постановили:

Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом.

Способствовать созданию благоприятных условий для развития детей.

2. Мини-лекция «Кризис трех лет»

     В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Психологи называют этот сложный период «кризисом 3-х лет». В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе.  В это время дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Взрослым важно вовремя понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти более или менее  гладко. Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Кризис сопровождается  массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный  характер. В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

  • Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды
  • Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
  • Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим).

     Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Обижается, когда пресекают его шалости. Не дослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: «нет», «не могу», «не хочу», «я не буду».

Игра «Диктат».

Цель. Помочь осознать  право ребенка на собственное мнение.

Материал. Длинные шарфы или платки.

Содержание. Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты. Ведущий: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми. Если ребенок капризничает, мы говорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять свои чувства. (Ведущий завязывает шарфом «добровольцу» область сердца). Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – Не трогай! (завязываем руки). Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему - Не бегай! (связываем ноги). Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему - Не слушай! (завязываем уши). Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи! (завязываем рот).

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать? »

Обсуждение. Во время обсуждения попробовать выяснить, чем заменить эти запреты,  что  можно развязать в первую очередь. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за него.

Воспитатель: Уважаемые родители, разрешите познакомить вас с признаками кризиса 3-х лет.

Признаки кризиса трех лет

УПРЯМСТВО

  Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.  Ребенок часто устраивает истерики (чаще в людных местах).

СТРОПТИВОСТЬ

  Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

СВОЕВОЛИЕ

  Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

  Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает усмешку, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Синдром обесценивания может стать привычной линией поведения.

ДЕСПОТИЗМ

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

НЕГАТИВИЗМ

   Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Упражнение «Ситуация для родителей».

(Обсуждение по подгруппам).

Воспитатель: Уважаемые родители, а теперь мы хотим предложить вам обсудить несколько ситуаций, которые могут возникнуть в период кризиса трех лет:

 1. Вы собираетесь на прогулку и предлагаете ребенку одежду. Он отказывается ее одевать. Вы предлагаете другую одежду – он снова отказывается… Что делать?

2. Ваш малыш хочет взять с собой в детский сад дорогую игрушку, которую только подарили ему на день рождения. Вы знаете, что игрушку могут сломать в группе и пытаетесь оставить ее дома. Ваш малыш настаивает на своем… Что делать?

3. Вы приходите за малышом в детский сад. В раздевалке он хочет одеваться сам, но у него плохо получается. Вы устали и хотите быстрее одеть ребенка сами. Малыш начинает капризничать, не давая вам одевать его… Что делать?

4. Дома вы что-то не разрешили ребенку и он начинает бросать игрушки на пол… Что делать?

 5. Вы в гостях с малышом. Все веселились, но вдруг ваш ребенок начинает ругаться при всех… Что делать?

 (Родители обсуждают предложенные ситуации).

Игра «Как я вижу имя».

Воспитатель: Предлагаем  Вам  игру. Напишите на листе бумаги имя своего ребёнка буквами по вертикали и расшифруйте буквы, отметив те негативные качества его характера, которые, возможно, проявились. Например, имя Слава (С-слезливый, Л-ленивый, А-апатичный, В-вредный, А- активный чрезмерно) .

Родители выполняют и переворачивают листок.

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку

пережить кризис трех лет

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по - возможности) в дела ребенка, если он не просит. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).

При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.

Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по - очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...

Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

3. «Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения»

 

Детский травматизм всегда был актуальной проблемой общества. Многие миллионы детей по всему миру, из-за последствий травм, оказываются на больничной койке, в отделениях неотложной помощи, на всю жизнь остаются инвалидами или получают увечья несовместимые с жизнью.

И на сегодняшний день детский травматизм представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку здоровье детей и подростков является одним из важнейших ресурсов развития нашей страны.

Все детские травмы подразделяются на семь категорий:

  • бытовая,
  • уличная,
  • школьная,
  • детсадовская (организованные дети,
  • дорожно-транспортная,
  • спортивная,
  • криминальная (насильственная) и прочие травмы.

Среди детей в возрасте до семи лет преобладают бытовые травмы, причем, среди детей дошкольного возраста они составляют почти 80%. Цифры статистики свидетельствуют о том, что травмы преследуют детей почти с первых дней жизни — дома, в яслях, детских садах, школе, на улице. Иногда кажется, что нет конца различным причинам травм, столь велико их разнообразие в каждой семье, в жизни почти каждого ребенка. Но необходимо помнить, что виноваты во всех трагедиях, конечно не дети, а взрослые - те, кто не предвидит и не предусматривает возможной опасности. Виноваты родители, не научившие осторожности ребенка, который должен в своем возрасте и двигаться, и шалить, и рисковать, но это должен быть разумный риск.

Родители зачастую даже не подозревают о том, что те или иные предметы могут представлять опасность для ребенка.

Здесь можно дать совет родителям – взгляните на мир глазами своего ребенка. Опуститесь на уровень роста малыша и посмотрите, какие предметы могут вызвать у него интерес и в то же время причинить вред? Скатерть со стоящей на ней вазой, шнуры от телевизора и компьютера, чашка с чаем, которая стоит на краю стола, горячие кастрюли и сковороды на плите и т. д. Внимательно посмотрите вокруг и уберите те предметы, до которых может дотянуться ребенок. Тем самым вы сможете избежать серьезных проблем. В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений маленьких детей из окон, балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу.

Нередко травмы дети получают на улице. Часто дети, желая показать свою ловкость и силу перед окружающими, пренебрегают страховкой и получают травмы.

Бесспорно, родители не могут постоянно находиться рядом с детьми, нужно ходить на работу, решать бытовые проблемы. Рано или поздно детям предоставляется некоторая свобода действий, которой они пользуются. Дети ищут себе развлечений везде, ведь любопытство – главный двигатель детей. Куда оно может привести и чем закончиться - никому не известно!

Еще одна причина получение травм – это легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ). Жидкости, которые горят, привлекают в большинстве своем, конечно, мальчишек. Что только они не придумывают – проводят опыты, поджигают, проверяют наличие горючей жидкости в канистре с помощью спичек, заправляют зажигалки, и мотоциклы. Излишняя самоуверенность и отсутствие мало- мальского опыта всегда заканчиваются одинаково.

Если говорить о причинах детской смертности в летний период на первом месте — утопление. Летняя жара является причиной большого потока детей к открытым водоемам, которые, как правило, не ограждены. Водные процедуры детей должны проходить в строго отведенных местах и обязательно под строгим контролем взрослых. Однако, в жизни все происходит совсем по-другому. Опасность водоемов очевидна и то, что нужно быть осторожным тоже ни для кого не секрет. Конечно, отправляясь к воде люди хотят позитивных эмоций и не думают о безопасности, не предполагают, что может случиться беда там, где ее совсем не ждешь. В прошлом году были ситуации, когда у совершенно благополучных родителей дети погибли практически на глазах.

Как бы нелепо и жутко это не звучало, но случаи, когда дети падают в колодцы также не единичны. Причем трагедии происходят как во дворах собственных домов, там, где ребенку ничего не должно угрожать, так и в самых неожиданных местах.

Еще одна опасность летнего периода – песчаные карьеры. Сколько не говори детям: «В карьер – ни ногой!», они когда-нибудь там окажутся. Обязательно. Деревенские карьеры – большие песочницы – тянут детей как магнит. В выработанные глубокие ямы проваливаются даже домашние животные, а что говорить о детях. За последние несколько лет такие случаи, к сожалению, происходят очень часто.

Говоря о проблеме гибели и травматизма детей нельзя не сказать и о пожарах. Очень часто дети получают серьезные травмы и ожоги в результате шалости с огнем. Интерес маленьких детей к огню обусловлен обычным познанием мира. Дети знакомятся с окружающими их предметами и их свойствами. Огонь всегда вызывает неподдельный интерес у детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Проводя «эксперименты» с огнём, дети становятся поджигателями домов, хозяйственных построек. Нужно сказать, что не всегда детская шалость с огнем заканчивается только нанесенным ущербом имуществу. Чаще всего такие случаи заканчиваются гибелью детей.

Проблема детского травматизма актуальна еще и потому, что это может привести к нетрудоспособности, недееспособности, социальной незащищенности человека в будущем. Поэтому необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике травматизма детей дома, в детских дошкольных учреждениях, школах; обеспечивая организованный досуг, занятость в спортивных секциях, кружках и т. д., стремясь этим снизить возможность получения ребенком травмы.

Уровень снижения травматизма у детей находится в прямой зависимости от того, насколько объединены усилия соответствующих учреждений, ведомств, средств массовой информации, родителей по обеспечению профилактических, организационных, учебно-воспитательных мероприятий, занимающих важное место для предупреждения травм у детей.

А взрослым, прежде всего родителям, необходимо всегда помнить, что в их руках находится здоровье и жизнь детей, и поэтому не стоит рисковать и оставлять детей без присмотра, даже на несколько минут.

Каждую зиму детский травматизм увеличивается примерно на треть. Какие травмы типичны для этого времени года, и как их избежать? Самые любимые развлечения детей зимой это санки, лыжи, коньки. К большому сожалению, именно они становятся причиной многих травм. Соответственно возрастает ответственность взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать опасности получения травм, и усилить контроль за их соблюдением.

Гололед, довольно частое явление зимой, является причиной множества травм и переломов. Во-первых, правильно подберите ребенку обувь: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков. Во-вторых, научите ребенка перемещаться по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги. Ноги должны быть слегка расслаблены и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки, по возможности избегайте их, если это невозможно, то ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение.

Объясните ребенку, что внимание и осторожность - это главные принципы поведения, которых следует неукоснительно придерживаться в гололед.

Обморожение - одна из распространенных зимних травм. Повреждение тканей под действием холода может наступить не только при низких температурах воздуха, но и при температуре выше нуля, особенно во время обильного снегопада, при сырой погоде, влажной одежде, тесной обуви. Обморожению подвергаются чаще всего пальцы рук и ног, щеки, нос, уши.

Обморожения чаще всего наступают незаметно, без боли, поэтому необходимо обращать внимание на цвет румянца у ребенка (нормальный румянец – нежно-розового цвета, если он стал неравномерный, с ярко-красными или белыми пятнами - это обморожение, проверять чувствительность кожи лица, постоянно шевелить пальцами рук и ног.

Чтобы избежать неприятных последствий, правильно одевайте ребенка для прогулок: необходимы варежки – не промокашки, шарф, шапка из водоотталкивающего материала на теплой подкладке, обувь, не сдавливающая нижние конечности и не пропускающая воду. Кожу лица нужно защищать специальным детским кремом.

Дети познают окружающий мир через вкусовые ощущения. Ребенок первого года жизни все пытается попробовать на вкус, даже если это железные карусели или качели. Но не только язык может приклеиться к железу, влажные руки нагулявшегося ребенка также могут прилепиться к спинке санок. Как помочь ребенку? Чтобы вызволить ребенка, нужно полить прилипшую часть тела теплой водой. Если ребенок приклеился к санкам, занесите малыша вместе с санками домой, постепенно ладошки оттают.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в основном трагедии с детьми происходят по недосмотру родителей. Взрослые люди даже не задумываются, что оставляя детей даже на непродолжительное время, они рискуют их жизнями. Конечно, никто из родителей не хочет зла своему ребенку и мало кто, делает это преднамеренно (есть, конечно, и исключения). В большинстве своем - это обычная человеческая беспечность. Жаль, что мы учимся на своих ошибках. Понимание и осознание глубины трагедии приходит к родителям только после того, как уже ничего нельзя вернуть.

Задача родителей – уберечь ребенка от неприятностей, предупредить беду. Важно уметь оказать первую помощь, если ребенок получил травму. Следуя этим советам, вы обеспечите малышу веселые и безопасные прогулки, сохранив его здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал для родителей33.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  детский  сад  №3 с.Таремское

ГРУППОВОЕ  РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ

на тему: «Возрастные особенности 3-4 лет. Кризис 3 лет. Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения»

 

Ответственный:

воспитатель

Фомина О.И.,

высшая квалификационная

категория

2022- 2023 уч.год

Цели:

  1.  познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет;
  2. расширить контакт между педагогами и родителями.
  3. расширить знания родителей о кризисе трех лет;
  4. обучить приемам конструктивного общения с детьми.
  5. Создание условий для предупреждения детского травматизма

   План:

1. Выступление воспитателя: «Особенности возраста»

2. Выступление воспитателя: «Кризис трех лет»

3. Выступление воспитателя: «Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения»

4. Выбор родительского комитета

5. Разное

Форма проведения: беседа за круглым столом

Участники: воспитатели, родители

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что все мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи в воспитании детей и создании для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Тема нашего собрания «Возрастные особенности детей 3–4 лет»

"Особенности возраста"

Хочу свое выступление начать со слов известного педагога А. С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной»

Младший возраст – важней период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

Характеристика второй младшей группы ДОУ.

Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры, групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п., с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п., о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник, праздниках (Новый год, день своего рождения, свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.

Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально - ритмическим движениям).

И так мы с вами выяснили, что детям 4 года жизни свойственно:

1. Потребность в самостоятельности;

2. Увлеченность игрой;

3. Любознательность;

4. Общение со сверстниками.

3. Предлагаем выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.

В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу. Уважаемые родители! Год назад мы переступили вместе с вами и вашими детьми порог детского сада. За этот год многое мы пережили – были и слезы и смех, и первые победы. Спасибо Вам за то, что вы были с нами рядом, за вашу поддержку.

Постановили:

Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом.

Способствовать созданию благоприятных условий для развития детей.

2. Мини-лекция «Кризис трех лет»

     В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Психологи называют этот сложный период «кризисом 3-х лет». В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе.  В это время дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Взрослым важно вовремя понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти более или менее  гладко. Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Кризис сопровождается  массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный  характер. В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

  • Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды
  • Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
  • Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим).

     Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Обижается, когда пресекают его шалости. Не дослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: «нет», «не могу», «не хочу», «я не буду».

Игра «Диктат».

Цель. Помочь осознать  право ребенка на собственное мнение.

Материал. Длинные шарфы или платки.

Содержание. Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты. Ведущий: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми. Если ребенок капризничает, мы говорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять свои чувства. (Ведущий завязывает шарфом «добровольцу» область сердца). Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – Не трогай! (завязываем руки). Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему - Не бегай! (связываем ноги). Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему - Не слушай! (завязываем уши). Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи! (завязываем рот).

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать? »

Обсуждение. Во время обсуждения попробовать выяснить, чем заменить эти запреты,  что  можно развязать в первую очередь. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за него.

Воспитатель: Уважаемые родители, разрешите познакомить вас с признаками кризиса 3-х лет.

Признаки кризиса трех лет

УПРЯМСТВО

  Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.  Ребенок часто устраивает истерики (чаще в людных местах).

СТРОПТИВОСТЬ

  Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

СВОЕВОЛИЕ

  Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

  Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает усмешку, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Синдром обесценивания может стать привычной линией поведения.

ДЕСПОТИЗМ

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

НЕГАТИВИЗМ

   Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Упражнение «Ситуация для родителей».

(Обсуждение по подгруппам).

Воспитатель: Уважаемые родители, а теперь мы хотим предложить вам обсудить несколько ситуаций, которые могут возникнуть в период кризиса трех лет:

 1. Вы собираетесь на прогулку и предлагаете ребенку одежду. Он отказывается ее одевать. Вы предлагаете другую одежду – он снова отказывается… Что делать?

2. Ваш малыш хочет взять с собой в детский сад дорогую игрушку, которую только подарили ему на день рождения. Вы знаете, что игрушку могут сломать в группе и пытаетесь оставить ее дома. Ваш малыш настаивает на своем… Что делать?

3. Вы приходите за малышом в детский сад. В раздевалке он хочет одеваться сам, но у него плохо получается. Вы устали и хотите быстрее одеть ребенка сами. Малыш начинает капризничать, не давая вам одевать его… Что делать?

4. Дома вы что-то не разрешили ребенку и он начинает бросать игрушки на пол… Что делать?

 5. Вы в гостях с малышом. Все веселились, но вдруг ваш ребенок начинает ругаться при всех… Что делать?

 (Родители обсуждают предложенные ситуации).

Игра «Как я вижу имя».

Воспитатель: Предлагаем  Вам  игру. Напишите на листе бумаги имя своего ребёнка буквами по вертикали и расшифруйте буквы, отметив те негативные качества его характера, которые, возможно, проявились. Например, имя Слава (С-слезливый, Л-ленивый, А-апатичный, В-вредный, А- активный чрезмерно) .

Родители выполняют и переворачивают листок.

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку

пережить кризис трех лет

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по - возможности) в дела ребенка, если он не просит. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).

При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.

Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по - очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...

Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

3. «Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения»

Детский травматизм всегда был актуальной проблемой общества. Многие миллионы детей по всему миру, из-за последствий травм, оказываются на больничной койке, в отделениях неотложной помощи, на всю жизнь остаются инвалидами или получают увечья несовместимые с жизнью.

И на сегодняшний день детский травматизм представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку здоровье детей и подростков является одним из важнейших ресурсов развития нашей страны.

Все детские травмы подразделяются на семь категорий:

  • бытовая,
  • уличная,
  • школьная,
  • детсадовская (организованные дети,
  • дорожно-транспортная,
  • спортивная,
  • криминальная (насильственная) и прочие травмы.

Среди детей в возрасте до семи лет преобладают бытовые травмы, причем, среди детей дошкольного возраста они составляют почти 80%. Цифры статистики свидетельствуют о том, что травмы преследуют детей почти с первых дней жизни — дома, в яслях, детских садах, школе, на улице. Иногда кажется, что нет конца различным причинам травм, столь велико их разнообразие в каждой семье, в жизни почти каждого ребенка. Но необходимо помнить, что виноваты во всех трагедиях, конечно не дети, а взрослые - те, кто не предвидит и не предусматривает возможной опасности. Виноваты родители, не научившие осторожности ребенка, который должен в своем возрасте и двигаться, и шалить, и рисковать, но это должен быть разумный риск.

Родители зачастую даже не подозревают о том, что те или иные предметы могут представлять опасность для ребенка.

Здесь можно дать совет родителям – взгляните на мир глазами своего ребенка. Опуститесь на уровень роста малыша и посмотрите, какие предметы могут вызвать у него интерес и в то же время причинить вред? Скатерть со стоящей на ней вазой, шнуры от телевизора и компьютера, чашка с чаем, которая стоит на краю стола, горячие кастрюли и сковороды на плите и т. д. Внимательно посмотрите вокруг и уберите те предметы, до которых может дотянуться ребенок. Тем самым вы сможете избежать серьезных проблем. В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений маленьких детей из окон, балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу.

Нередко травмы дети получают на улице. Часто дети, желая показать свою ловкость и силу перед окружающими, пренебрегают страховкой и получают травмы.

Бесспорно, родители не могут постоянно находиться рядом с детьми, нужно ходить на работу, решать бытовые проблемы. Рано или поздно детям предоставляется некоторая свобода действий, которой они пользуются. Дети ищут себе развлечений везде, ведь любопытство – главный двигатель детей. Куда оно может привести и чем закончиться - никому не известно!

Еще одна причина получение травм – это легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ). Жидкости, которые горят, привлекают в большинстве своем, конечно, мальчишек. Что только они не придумывают – проводят опыты, поджигают, проверяют наличие горючей жидкости в канистре с помощью спичек, заправляют зажигалки, и мотоциклы. Излишняя самоуверенность и отсутствие мало- мальского опыта всегда заканчиваются одинаково.

Если говорить о причинах детской смертности в летний период на первом месте — утопление. Летняя жара является причиной большого потока детей к открытым водоемам, которые, как правило, не ограждены. Водные процедуры детей должны проходить в строго отведенных местах и обязательно под строгим контролем взрослых. Однако, в жизни все происходит совсем по-другому. Опасность водоемов очевидна и то, что нужно быть осторожным тоже ни для кого не секрет. Конечно, отправляясь к воде люди хотят позитивных эмоций и не думают о безопасности, не предполагают, что может случиться беда там, где ее совсем не ждешь. В прошлом году были ситуации, когда у совершенно благополучных родителей дети погибли практически на глазах.

Как бы нелепо и жутко это не звучало, но случаи, когда дети падают в колодцы также не единичны. Причем трагедии происходят как во дворах собственных домов, там, где ребенку ничего не должно угрожать, так и в самых неожиданных местах.

Еще одна опасность летнего периода – песчаные карьеры. Сколько не говори детям: «В карьер – ни ногой!», они когда-нибудь там окажутся. Обязательно. Деревенские карьеры – большие песочницы – тянут детей как магнит. В выработанные глубокие ямы проваливаются даже домашние животные, а что говорить о детях. За последние несколько лет такие случаи, к сожалению, происходят очень часто.

Говоря о проблеме гибели и травматизма детей нельзя не сказать и о пожарах. Очень часто дети получают серьезные травмы и ожоги в результате шалости с огнем. Интерес маленьких детей к огню обусловлен обычным познанием мира. Дети знакомятся с окружающими их предметами и их свойствами. Огонь всегда вызывает неподдельный интерес у детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Проводя «эксперименты» с огнём, дети становятся поджигателями домов, хозяйственных построек. Нужно сказать, что не всегда детская шалость с огнем заканчивается только нанесенным ущербом имуществу. Чаще всего такие случаи заканчиваются гибелью детей.

Проблема детского травматизма актуальна еще и потому, что это может привести к нетрудоспособности, недееспособности, социальной незащищенности человека в будущем. Поэтому необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике травматизма детей дома, в детских дошкольных учреждениях, школах; обеспечивая организованный досуг, занятость в спортивных секциях, кружках и т. д., стремясь этим снизить возможность получения ребенком травмы.

Уровень снижения травматизма у детей находится в прямой зависимости от того, насколько объединены усилия соответствующих учреждений, ведомств, средств массовой информации, родителей по обеспечению профилактических, организационных, учебно-воспитательных мероприятий, занимающих важное место для предупреждения травм у детей.

А взрослым, прежде всего родителям, необходимо всегда помнить, что в их руках находится здоровье и жизнь детей, и поэтому не стоит рисковать и оставлять детей без присмотра, даже на несколько минут.

Каждую зиму детский травматизм увеличивается примерно на треть. Какие травмы типичны для этого времени года, и как их избежать? Самые любимые развлечения детей зимой это санки, лыжи, коньки. К большому сожалению, именно они становятся причиной многих травм. Соответственно возрастает ответственность взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать опасности получения травм, и усилить контроль за их соблюдением.

Гололед, довольно частое явление зимой, является причиной множества травм и переломов. Во-первых, правильно подберите ребенку обувь: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков. Во-вторых, научите ребенка перемещаться по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги. Ноги должны быть слегка расслаблены и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки, по возможности избегайте их, если это невозможно, то ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение.

Объясните ребенку, что внимание и осторожность - это главные принципы поведения, которых следует неукоснительно придерживаться в гололед.

Обморожение - одна из распространенных зимних травм. Повреждение тканей под действием холода может наступить не только при низких температурах воздуха, но и при температуре выше нуля, особенно во время обильного снегопада, при сырой погоде, влажной одежде, тесной обуви. Обморожению подвергаются чаще всего пальцы рук и ног, щеки, нос, уши.

Обморожения чаще всего наступают незаметно, без боли, поэтому необходимо обращать внимание на цвет румянца у ребенка (нормальный румянец – нежно-розового цвета, если он стал неравномерный, с ярко-красными или белыми пятнами - это обморожение, проверять чувствительность кожи лица, постоянно шевелить пальцами рук и ног.

Чтобы избежать неприятных последствий, правильно одевайте ребенка для прогулок: необходимы варежки – не промокашки, шарф, шапка из водоотталкивающего материала на теплой подкладке, обувь, не сдавливающая нижние конечности и не пропускающая воду. Кожу лица нужно защищать специальным детским кремом.

Дети познают окружающий мир через вкусовые ощущения. Ребенок первого года жизни все пытается попробовать на вкус, даже если это железные карусели или качели. Но не только язык может приклеиться к железу, влажные руки нагулявшегося ребенка также могут прилепиться к спинке санок. Как помочь ребенку? Чтобы вызволить ребенка, нужно полить прилипшую часть тела теплой водой. Если ребенок приклеился к санкам, занесите малыша вместе с санками домой, постепенно ладошки оттают.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в основном трагедии с детьми происходят по недосмотру родителей. Взрослые люди даже не задумываются, что оставляя детей даже на непродолжительное время, они рискуют их жизнями. Конечно, никто из родителей не хочет зла своему ребенку и мало кто, делает это преднамеренно (есть, конечно, и исключения). В большинстве своем - это обычная человеческая беспечность. Жаль, что мы учимся на своих ошибках. Понимание и осознание глубины трагедии приходит к родителям только после того, как уже ничего нельзя вернуть.

Задача родителей – уберечь ребенка от неприятностей, предупредить беду. Важно уметь оказать первую помощь, если ребенок получил травму. Следуя этим советам, вы обеспечите малышу веселые и безопасные прогулки, сохранив его здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Детский травматизм и меры его предупреждения"

В статье указаны причины бытового травматизма. перечислены виды травм у детей. названы принципы предотвращения бытового травматизма.а также прфилактика травматизма у детей в дошкольном  учреждени...

Консультация для родителей "Детский травматизм и меры его предупреждения"

Данный материал очень актуален и полезен для родителей. К сожалению,детский травматизм сегодня стоит на высоком месте. Наша задача предотвратить все виды травматизма,обеспечить безопасность наших дете...

Консультация для родителей «Детский травматизм и меры его предупреждения»

Травма – это повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего фактора или воздействия (ушибы, ранения, механические, термические, химические, радиационные и др.)....

Протокол родительского собрания по теме «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения»

Материал будет полезен воспитателям и родителям в работе с детьми по ОБЖ....

Памятка для родителей «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения»

Причины детского травматизма:Профилактика детского травматизма:...

Консультация для родителей «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения»

Консультация для родителей «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения»...

Отчет по ПДД на тему: «Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения»

Отчет по ПДД на тему: «Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения»...