Консультация "Роль сказки в воспитании детей"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Дмитриева Тамара Иннокентьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей»

 «Чтение-  это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя.»

В. А. Сухомлинский

К сожалению, сейчас все больше внимания стали уделять интеллектуальному развитию. Родители очень рано начинают учить своих детей, сообщать, на их взгляд, полезную информацию, готовить к взрослой, материальной жизни. Но для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. И все это дети могут почерпнуть из сказки.

Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. К сожалению, родители часто недооценивают возможности сказки в воспитании детей. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки своими главными помощниками.

Дошкольный возраст - это возраст, когда дети лучше всего любят и понимают сказку. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Погружаясь в волшебную атмосферу сказки, ребенок и взрослый настраиваются на одну волну, вместе сопереживают главному герою. И тут случается маленькое чудо: исчезает барьер между ребенком и взрослым, пропадает стена, разделяющая их миры. Взрослому нужно ценить эти минуты абсолютно искреннего и теплого общения. Очень важно прислушиваться к малышу, ведь в этот момент он может открыть все свои тайны, рассказать, что его беспокоит.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности: в каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе): герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности: герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности:

- автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

- активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

- социальная компетентность, которая включает отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия; сопереживания и содействия); способность понять особенности, интересы, потребности, заметить изменение настроения, эмоционального состояния другого человека.

Сказка всегда учит добру, она помогает ребенку поверить, что мир вокруг него гармоничный и справедливый. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Слушая сказку, ребенок получает первые представления о добре и зле, о дружбе и предательстве. Сказки способны объяснить малышу, что хорошо, а что плохо, закладывают моральные и социальные ценности.

Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Недостаточно просто прочитать ребенку сказку. Важно учесть, что чтение - это эмоциональное вовлечение, сопереживание, поиск ответов на вопросы, накопление нового жизненного опыта.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.

Сказку лучше не читать, а именно рассказывать. Тогда, наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни.

Важно, чтобы ребенок, слушая сказку, следил за развитием действия, понимал содержание, рассказывал ее с помощью взрослых.

Вокруг книги должна возникнуть творческая атмосфера. Для этого необходимо вместе с ребенком обсудить прочитанное, рассмотреть ил люстрации, придумывать свои варианты окончания сказки. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других ребят и при косвенном руководстве взрослых.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Воспитание через сказку не имеет границ. Читайте сказки, играйте и беседуйте с детьми, наслаждайтесь каждым мигом, проведенным вместе. Помогите детям прожить яркое, счастливое детство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполо...

"Роль сказки в воспитании детей"

Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь созда...

Роль народной сказки в воспитании детей

Статья об огромной ценности народной сказки в воспитании детей....

Народная сказка в воспитании детей

Уважаемые мамы и папы!Покупая и читая книжки нашему малышу, мы часто ориентируемся на то, чтобы всесторонне развивать и обучать его. А обычные старые сказки, кажутся нам вчерашним днем. Однако с...

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста

С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности.  Сказка...

Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей"

Виды и тип сказок. Учет возрастных особенностей при работе со сказками. Советы родителям....