По мотивам кубиков Зайцева
консультация

Консультация для родителей по отработке навыка чтения. Игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_motivam_kubikov_zaytseva.docx154.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по кубикам Зайцева

Сначала разберёмся со складами (не путаем со слогами)

Понятие склада ввел Николай Александрович Зайцев (педагог дошкольного и начального обучения, создатель нескольких пособий, в том числе кубиков Зайцева). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей.

Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я, Ю, А) (ЯМА; КАЮТА, АНЯ);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (Ш, С, Н) (КОШКА; СЛОН);
  • согласная с мягким или твердым знаком (НЬ, СЪ) (КОНЬ, СЪЕЛ).

В играх с детьми дома можно использовать карточки, с написанными на них складами и словами (лучше на картоне).

Вы можете, как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере (цветном). Но они должны быть написаны по складовому принципу!!! Не стоит отделять склады, используя чёрточки, это общепринятый знак деления на слоги, лучше всего выделять их разными цветами. Возьмите два цвета, например, синий и коричневый или темно-зеленый и светло-зеленый. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д.

 https://sun9-40.userapi.com/c206720/v206720217/155c1/xOzb510h5IE.jpg

Когда ребёнок освоится с таким чтением, можно цвета заменить на выделение складов снизу скобками и точками.

https://sun9-29.userapi.com/c206720/v206720217/155a3/lbO8L5Q4928.jpg

Какие слова писать на карточках?

Первое время:

  • короткие (не больше 3-5 букв),
  • простые,
  • знакомые и интересные ребенку.

Постепенно удлиняйте слова.

Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть так же, как и со знакомыми игрушками.

​Основные принципы игры

Не смотря на то, что на занятиях дети проговаривают и учат все кубики Зайцева, есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!

Если ребёнок первое время не может прочитать слово, читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком ребёнка по буквам. На следующий день дайте эти слова снова, а потом ещё и ещё раз. Одни и те же слова будут участвовать в разных играх, и это – хорошо, ребёнку будет легче читать, он будет более уверен в себе.

Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы ребёнок учился воспринимать слова единым целым.

Во время чтения бывают складом и отдельные буквы (Ш в слове КОШКА, Р и Т в слове ТОРТ), в этом случае необходимо произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).

Ну, а теперь, игры для обучения чтению

Кто как говорит?

Если пока есть проблемы с прочитыванием слов сложной структуры, играем в эту игру. Наверняка у вас дома уже скопилось уйма мягких и немягких игрушек, среди которых обязательно наберется по одному представителю фауны. Они и понадобятся для этой игры. Напишите на карточках «КРЯ», «МУ» и другие звукоподражательные слова, соответствующие имеющимся у вас животным. Затем предложите ребёнку вместе прочитать слова на карточках и раздать их животным, чтобы они смогли спеть свою песенку. Другой вариант: вы можете предложить малышу на выбор 2-3 карточки и попросить его показать, где написано, например, слово «ГАВ». Обычно после некоторого времени регулярных занятий дети быстро начинают узнавать карточки со словами.

 «Большая стирка»

Предварительно нужно подготовить «бельевую веревку», закрепив ее, например, между ножками двух стульев, и прищепки.

Сообщаем ребёнку, что мама/бабушка/кукла Маша постирала одежду. Теперь нужно помочь её высушить, закрепив слова на веревке с помощью прищепок. После этого начинаем доставать из нашей «корзины для грязного белья» слова по одному, вместе прочитывать, проводя пальчиком по складам, и закреплять слова на веревке.

(«Стираем» всё: ТРУСЫ, МАЙКА, ШАРФ, ШАПКА, БРЮКИ, ЮБКА, КОФТА и т.д.).

Потом можно «постиранную одежду» на кого-то «надеть», т.е. разложить на кукле/мишке и т.д. по тем частям тела, где она должна находиться.

Приглашение

Приглашаем игрушки на чаепитие/ смотреть мультики/ на чемпионат по боксу и т.д. Для этого пишем на карточках названия игрушек, прочитываем их вместе с ребёнком и отправляем его за гостями – выдаём карточку со словом, ребёнок приносит именно эту игрушку. Гостями могут быть и неодушевленные предметы.

Большая уборка

Не секрет, что дети не любят убирать свои игрушки. Превращаем уборку в игру. Пишем названия игрушек, прочитываем их с ребёнком и, выдавая по карточке, говорим, куда эту игрушку надо поставить. Например: «Это (даёте карточку «МИШКА) посади верхом на самолёт.»

Дом

Вариантов этой игры огромное количество.

  1. Если ещё учим склады, то пишем первый склад в названии игрушки (ЛЯ – лягушка, С – слоник, МА – машинка и т.д.) Прочитываем склады, раскладываем по комнате, ребёнок «расселяет» в них игрушки.
  2. Если уже читаем слова, тогда на карточке пишем полное название игрушки (МАШИНКА, СЛОН), а дальше опять ребёнок «заселяет» домики.
  3. Усложненный вариант: пишем не название животного, а название его дома: ГНЕЗДО, ХЛЕВ, ДОМ, УЛЕЙ, НОРА, ГАРАЖ и т.д. Теперь в одном «домике» может собраться несколько игрушек.
  4. «Заселенные» игрушки могут «ходить в гости» в другие домики.  

Сад-огород

Аналогично предыдущей игре, имеет множество вариантов. Если ещё учим склады, то делаем карточки с первым складом названия овощей-фруктов, если потихоньку читаем, то печатаем слово полностью. Раскладываем по полу или на столе-стульях-тумбочке (огород и сад) и даём ребёнку в руки корзинку. Просим принести О – огурец (или если слово написано полностью, то сразу «ОГУРЕЦ»), МА – малину и т.д.

Можно потом разложить слова  или склады на кучки: что в компот, что в салат, что пожарить и т.д. Кстати, эти слова тоже можно написать.

Кухня

Опять возможен вариант чтения складов и слов. Делаем карточки с названиями посуды (или с первым складом названия). Прочитываем с ребёнком и просим найти нужный предмет. Например: ЛОЖКА, БЛЮДЦЕ, ЧАШКА, ВИЛКА.

Аналогично можно «готовить обед»: делаем карточки со словами или первым складом, прочитываем, формируем меню. Например, САЛАТ, БОРЩ, МАКАРОНЫ, МЯСО, ЧАЙ.

Покажи

Пишем на карточках названия частей тела: РУКА, НОГА, ГОЛОВА, ПАЛЕЦ, ЛОКТИ, ГЛАЗА, НОС, РОТ, ЛОБ, ПЯТКА и т.д. Прочитываем с ребёнком, перемешиваем и показываем в произвольном порядке. Ребёнок прочитывает слово, показывает эту часть тела (мы на занятиях «прячем» ладошкой). Если сложно, то можно сначала поменяться: ребёнок показывает слово, прочитываете его вслух и показываете на себе.

Слова в мешочке

Пишем несколько слов на карточках и складываем их в непрозрачный мешочек (также можно использовать наволочку от подушки, шапку или даже кухонную рукавичку). Затем вместе с ребёнком достаем по одному слову, и, проводя по нему пальчиком, читаем его. Затем, также по одному, складываем слова обратно. Ребенку, как правило, очень интересно посмотреть, что же там, в мешочке, поэтому он с удовольствием приступает к поиску новых слов.

Обмен словами

Садимся в кружок, пригласив с собой парочку игрушек или членов семьи. Раздаем всем по одному слову, читаем, кому что досталось. «У меня «КОТ», а у тебя?» и, если ребёнок еще плоховато читает, сами отвечаем за него: «А у Пети «КАША». Позаботьтесь о том, чтобы ребенок увидел все слова. Затем предлагаем поменяться карточками  «Вот тебе, мишка, «КОТ»! А ты мне дай слово «МАМА».

Таким образом, в вашей игре будет участвовать несколько слов, они постоянно будут перед глазами у ребенка, и он быстро научится их узнавать.

Возможно, Вы придумаете ещё много весёлых и интересных игр. Дерзайте.

Играйте каждый день! И, главное, играйте с удовольствием!

Подготовлено с использованием материалов  сайта https://jili-blog.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кубики зайцева

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Отс...

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.

Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....

Конспект занятия «Путешествие с Диной» обучение грамоте (по кубикам Зайцева)

Воспитатели МОУ гимназии «Шанс»Дамирова Надежда Ибрагимовна, Чикиш Евгения Анатольевна   КонспектЗанятия по развитию речи и обучение грамоте(по кубикам Зайцева)«Путешествие с Диной»Подг...

Кубики Зайцева

Использование инновационных технологий в обучении чтению детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении....

Использование специальных дидактических средств – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, кубики Зайцева.

Использую специальные дидактические средства – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера. Изучаю и применяю в работе методику Н.А.Зайцева «Кубики Зайцева»....

Методика обучения чтению Николая Зайцева. «Кубики Зайцева».

Кубики Зайцева, интересный материал, для обучения чтению....