Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика с детьми дома"
консультация
Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Произношение звуков родной речи – это сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. При этом, одних занятий с логопедом недостаточно. Для формирования и укрепления навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_artik.gimnastika.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»
Мастер-класс для родителей
«Артикуляционная гимнастика с детьми дома»
Подготовила:
учитель-логопед
Стрижова Ольга Александровна
2022
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми дома»
Цель: познакомить родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика». Показать и научит родителей как правильно выполнять артикуляционные упражнения дома с детьми.
План проведения:
- Теоретическая часть: понятие «Артикуляционная гимнастика», ее значение и рекомендации по проведению.
- Практическая часть: выполнение артикуляционных упражнений.
- Рекомендации логопеда.
- Вопросы логопеду.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас приветствовать на мастер классе по «Артикуляционной гимнастике».
Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Произношение звуков родной речи – это сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. При этом, одних занятий с логопедом недостаточно. Для формирования и укрепления навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного (речевого) аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения (удержание правильной позы) и динамические (две и более артикуляционных поз, сменяющие одна другую).
При проведении артикуляционной гимнастики:
- Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
- Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
- Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.) в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
- Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
- Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.
- Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи. Желательно проводить гимнастику в игровой форме.
- После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
- Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
- Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор упражнений и качество выполнения.
- Движения должны быть плавными и легкими, без толчков, подергиваний и других сопутствующих движений органов.
- Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
- Переход (переключение)к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Теперь я покажу Вам, несколько основных упражнений артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
- «Заборчик» или «Лягушка». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
- «Трубочка» или «Слонёнок» Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
- «Улыбка – Трубочка»/«Лягушонок –слонёнок» Чередование положений губ
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь – слонёнок я, видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек
- «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
- «Шарик». Рот закрыт. Нажимать ладошкой на надутые щеки, в результате чего воздух будет выходить с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)
- “Месим тесто”. Это упражнение является самомассажем для языка.
Язык кладем на нижнюю губу и начинаем как бы мять язык губами, произнося, пя-пя-пя. Тоже самое делаем, но произносим тя-тя-тя, кусаем язычок.
- «Лопаточка или блинчик». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
- «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.
- «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.
Динамические упражнения для языка
(выработка координации и точности движений)
- «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево – вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.
- «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
- «Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.
- «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
- «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад –
Наш маляр работе рад.
- «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Рекомендации логопеда
- Очень часто дети, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.
Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, “перекатывать” его из одной щеки в другую.
- Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на “детский язык” (сюсюканье)сами и не разрешайте делать это другим.
- По возможности каждый день читайте ребёнку. Ваша четкая правильная речь послужит эталоном для ребенка
- Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
- Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть ребенок как можно больше должен работать своими руками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Пусть ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва “помогать” одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
- Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»
Как помочь ребёнку говорить правильно?...
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"
Цель: Создание условий для качественного взаимодействия семьи и учителя–логопеда через организацию единого образовательно-воспитательного пространства...
Мастер-класс для родителей:"Артикуляционная гимнастика дома".
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точно...
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговарив...
Мастер класс для родителей "Игры-эксперименты с детьми дома"
Данный материал может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а также будет интересен воспитателям,как активная форма проведения родительского собрания....