Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: Создание условий для качественного взаимодействия семьи и учителя–логопеда через организацию единого образовательно-воспитательного пространства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Дошкольное отделение №13

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика дома»

                                                                         Подготовила и провела

                                                                         Учитель-логопед

                                                                         Солонникова Наира Хачатуровна

Материал подготовила: Солонникова Н.Х., учитель-логопед

Сентябрь 2021 год

Тема: «Артикуляционная гимнастика дома»

Цель: Создание условий для качественного взаимодействия семьи и учителя–логопеда через организацию единого образовательно-воспитательного пространства;

Задачи:

  1. Повышать компетентность родителей в области педагогического и речевого развития ребенка на определенных возрастных этапах и его индивидуальных особенностей;
  2. Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением.
  3. Проводить обучение родителей артикуляционной гимнастике;
  4. Способствовать сплочению родителей через совместную деятельность, создавать положительную эмоциональную атмосферу.

План проведения мастер-класса

  1. Теоретическая часть.
  • проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
  • артикуляционная гимнастика, значение и рекомендации по проведению.

2.Практическая часть. 

  • Выполнение упражнений для губ, щек, языка.

3.Советы учителя-логопеда родителям.

4.Вопросы логопеду.

Оборудование и материалы: картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики, презентация, зеркала, салфетки, влажные салфетки.

Общая продолжительность: 40 минут.

1. Теоретическая часть

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика дома».

  Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.   Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия должны строиться по правилам игры!

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.

 Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.На нашей сегодняшней встрече мы узнаем, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При проведении артикуляционной гимнастики

необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  5. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  8. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а качество выполнения.
  9. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
  10. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
  11. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  12. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
  13. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Наиболее сложными в артикуляционной гимнастике являются упражнения для языка, язык – самая главная и самая подвижная мышца органов речи, для него, как и для всякой мышцы, гимнастика прости необходима.

Приготовились. Сели все удобно, спинки выпрямили, зеркала поставили так, чтобы вы себя видели в них. Артикуляционную гимнастику можно разделить на: упражнения для нижней челюсти, упражнения для щек, упражнения для губ и языка.

  1. Практическая часть

Артикуляционные упражнения

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА»  Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ»  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, второй вид упражнения тянуть язык к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» Рот закрыт. Круговыми движениями провести между зубами и губами.

«ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА» Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ» Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Шлепать губами по языку с произношением пя-пя-пя-пя-пя.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«УЛЫБКА» Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК» Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК» Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«РУПОР» Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положения губ: «ЗАБОРЧИК» - «РУПОР»; «УЛЫБКА» - «ХОБОТОК».

«КРОЛИК» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИК» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ИГОЛОЧКА» Рот открыт. Высунуть далеко веред язык, напрячь язык, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются языка.

«ГОРКА» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ГРИБОК» Рот открыт. Язык присосать к небу.

«БАРАБАН» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д или дын-дын-дын. Сначала произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Выполнить 3-5 раз. Рот широко открыть.

«МОТОРЧИК» Во время длительного произношения звука д-д-д или дын-дын-дын быстрыми движениями одноразового шпателя или просто чистым!!! прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

3.Советы логопеда

  1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. 
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

  1. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  2. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  3. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  4. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  5. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть ваш ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
  6. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек ценен и индивидуален. 

Спасибо за проявленный интерес. Я надеюсь, что результатом дальнейшего взаимодействия между нами, станет успешное преодоление речевого нарушения наших детей. Дома не забываем, что вы уже многое умеете, и занимаемся вместе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей:"Артикуляционная гимнастика дома".

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точно...

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговарив...

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика с детьми дома"

Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата: языку,...

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»

Цель мастер-класса:Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома....

Мастер класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»

Цель: познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно,  выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.Задачи: - показать важно...