Эмоциональный интеллект. Как и зачем развивать его у дошкольников
презентация
Развитый эмоциональный интеллект - необходимая составляющая жизни современного человека, предиктор его успешности. Презентация содержит краткое описание компонентов эмоционального интеллекта, раскрывает важность его развития у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsilonalnyy_intellekt._kak_i_zachem_razvivat_ego_u_doshkolnikov.pptx | 986.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (ЭИ) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОНИМАЮ СЕБЯ ПОНИМАЮ ДРУГИХ УПРАВЛЯЮ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ УПРАВЛЯЮ ЭМОЦИЯМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (ЭИ) МОДЕЛЬ П. СОЛОВЕЯ И ДЖ. МАЙЕРА ЭИ - способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять эмоции устанавливать их причины и связи друг с другом использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений МОДЕЛЬ Д.В. ЛЮСИНА ЭИ - рефлексивная способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими: когнитивные способности (скорость и точность переработки информации) представления об эмоциях (как о ценностях, важном источнике эмоциональной информации особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность)
Управление = контроль Ключевое отличие : управление - это процесс или практика управления . Это акт координации усилий людей для достижения определенных целей контроль - это упражнение, в котором человек влияет, подсказывает или диктует поведение
ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ? РЕБЕНОК С РАЗВИТЫМ ЭИ понимает себя, может объяснить чувства и вызванные ими поступки внимателен к окружающим: может оценить их эмоциональное состояние, (установить связь между эмоцией и действием) прийти на помощь, выразить сочувствие принимает чужую позицию, при этом умеет отстаивать свою готов к диалогу: умеет договариваться и выходить их конфликтных ситуаций «без боя» легко адаптируется и вступает в контакт окружающими, умеет сотрудничать и работать в команде открыт новому и неизведанному
КАК РАЗВИВАТЬ? ПУТИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕНИИ: рассказывайте ребенку о своих чувствах, будьте внимательны к чувствам ребенка. В ходе беседы смотрите ребенку в глаза примите сами и помогите принять ребенку, что испытывать чувства и эмоции (в том числе СТРАХ) – это естественно для человека исключите из речи обращения унижающего характера («Что ты плачешь, как девочка?», «Соберись, тяпка! Хватит нюни распускать!») выслушивайте до конца (активное слушание) используйте в речи я-высказывания , вместо ты-высказывний («Мне кажется твой поступок опрометчивым…» вместо «Ты поступил гадко…») поощряйте за самостоятельность и инициативность хвалите чаще и конкретно за что-то, а не вообще («Молодец!!!» – обо всем и ни о чем) давайте оценку поступку, а не личности ребенка, людей избегайте абстрактных, не несущих в себе конкретики, выражений («Веди себя хорошо!» ХОРОШО - это как?) ПОВСЕДНЕВНОЕ ОБЩЕНИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭИ Игра «Убеди меня» Цель игры Научить отстаивать свои интересы; защищать то, что дорого; спокойно принимать критику своих убеждений. Как играть Спросите ребёнка, какое из недавно прочитанных произведений понравилось ему больше всего. Сделайте сенсационное заявление, объявив, что считаете эту книгу совершенно неинтересной. Позвольте ребёнку переубедить вас. На что обратить внимание Будьте тактичны. Возражайте мягко, не оскорбляя детских чувств, но побуждая своего оппонента приводить всё новые и новые аргументы в защиту своей позиции. В итоге вы должны признать победу малыша. В идеале после игры вместе перечитать книгу, которую обсуждали. Вместо литературы можно подвергнуть анализу просмотренные фильмы и мультики, новые игры, игрушки и наряды. Игра «Фантазёры» Цель игры Научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение. Как играть Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей. Пусть ребёнок опишет, что видит. А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту. Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше. На что обратить внимание Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.
«Копилка добрых дел» Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее. «Выбрасываем злость» Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее Ласковые имена» Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька , Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён. «Пирамида любви» Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида
ИГРА «НАЙДИ ПАРУ» Задачи: -познакомиться с названиями чувств; -учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях; - развивать мышление, воображение, внимание, память. Описание игры В комплекте 5 пар игровых карточек, на которых представлены ситуации и эмоции, которые они вызывают (подарок-восхищение, грязный ребенок - брезгливость, отняли игрушку - обида, расставание на вокзале - грусть, выступление клоуна – радость, фокусник в цирке – удивление, злая собака – испуг, драка – злость, решение задачи – задумчивость, ласка кота – спокойствие). Количество участников от 2 до 5. Все карточки разложены на столе рубашками вверх. Участники берут себе карточку из стопки и ищут ей пару. Необходимо рассказать о ситуации и назвать подходящее чувство. Побеждает тот, кто составил больше всего правильных пар. ИГРА «ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ» Задачи: -познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения; - развивать мышление, воображение, внимание, память. Описание игры В комплекте 2 игровых поля и 32 карточки с 4 персонажами (мальчик, девочка, кошка, собака, которые выражают одну из 8 эмоций (горе, радость, самодовольство, испуг, злость, удивление, отвращение, обида). Два игрока выкладывают на поле карточки соответственно указанной схеме. По горизонтали должны оказаться персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки должны составлять карточки с одним и тем же персонажем. Выиграет тот, кто соберет свое поле первым
ЛИТЕРАТУРА: 1. Микляева Н.В., Тихонова О.А., Чудесникова Т.А., Швакирпова О.А. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольнпиков : Методич . пособие/Под ред. Н.В. Микляевой . – М.: АРКТИ, 2019. – 160 с. 2. Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей . – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с. 3. Емельянова М. О. Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста/ https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/03/18/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-dlya-razvitiya 4. Калсанова Л. Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников/ http :// www.maam.ru/detskijsad/igri-na-razvitie-yemocionalnogo-intelekta-doshkolnikov.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем развивать мелкую моторику дошкольнику?
Развитие мелкой моторики у дошкольников- важная ступень в подготовке ребёнка к школе....
Зачем развивать мелкую моторику дошкольнику?
Развитие мелкой моторики у дошкольников- важная ступень в подготовке ребёнка к школе....
Как и зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка?
Как и зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка?...
Статья для родителей на тему: "Зачем развивать эмоциональный интеллект ребенка"
В статье простым языком изложена основная информация о том, зачем нужны эмоции, почему не стоит их скрывать и главное, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка дошкольного возраста....
Эмоциональный интеллект(EQ). Как и зачем его развивать
Эмоциональный интеллект(EQ). Как и зачем его развивать? Взрослые часто считают, что эти способности должны развиваться у ребёнка сами по себе. Но это не совсем верно....
" Эмоциональный интеллект.Как и зачем?"
Невозможно представить жизнь без эмоций - мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к ...
Эмоциональный интеллект. Почему его необходимо развивать?
Всех родителей беспокоит физическое и интеллектуальное развитие своих детей. Но воспитание эмоций является не менее важным и необходимым этапом развития и социализации ребенка....