Консультация для родителей "Рекомендации логопеда на летний период"
консультация
Летом не соит забывать о речевых проблемах у детей. В консультации рекомендованы игры и упражнения по развитию речевого дыхания,обогащению словаря, мелкой моторики, связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_logopeda_na_letniy_period.docx | 513.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Рекомендации логопеда на летний период»
Лето - это время отдыха! Но даже летом родителям не стоит забывать о речевых проблемах детей.
Обогащайте словарный запас детей новыми словами.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи –это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога -малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором –пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимание.
На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
На даче перед Вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты, каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся Вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка
Также обогащению словарного запаса способствуют: путешествия, новые впечатления от поездок, семейных походов в лес, выездов на дачу, экскурсии. Читайте детям стихи, сказки. Перечитывайте их несколько раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали.
Не допускайте пересказывания стихов! Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах, - именно это формирует чувство ритма.
Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению». Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т. д.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д. На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
Развивайте мелкую моторику.
Не забывайте о карандашах, пластилине, красках, ножницах. Помните, что рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику рук. Предлагайте ребенку штриховку и раскрашивание, но на небольших поверхностях. Нанизывайте бусины, пуговицы на нитку, определяйте вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять). перебирание круп (ракушек, камешков); плетение веночков; обводка по контуру, рисование по клеточкам, лепка из теста, пластилина, глины; игры с песком, вырезание ножницами разные фигуры, выполнение аппликации, расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, шнуровать и завязывать бантики. Воздействие на мелкие мышцы рук непосредственно влияет на развитие речи (исследования ученых!)
Развивайте связную речи
Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т. д.
Развивайте правильное речевое дыхание
Этому помогут самые простейшие развлечения, такие как: обдувание одуванчиков; пускание мыльных пузырей; надувание воздушных шариков; ныряние в воду ; игра на музыкальных инструментах (дудках, трубах, флейтах, губных гармошках).
А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!
Подготовила учитель-логопед Романенкова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Рекомендации логопеда на летний период»
Рекомендации логопеда на летний период...
Консультация для родителей от учителя-логопеда на летний период
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах....
Консультация для родителей на тему: «Рекомендации логопеда на летний период»
Дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, п...
Консультация для родителей на тему: «Рекомендации логопеда на летний период»
Консультация для родителей на тему: «Рекомендации логопеда на летний период»...
Консультация для родителей:" Рекомендации логопеда на летний период".
Дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период....
Консультация для родителей «Рекомендации логопеда на летний период»
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выр...
Консультация для родителей на тему: "«Рекомендации логопеда на летний период»"
Консультация для родителей на тему: «Рекомендации логопеда на летний период»Вот и наступает лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и лето...