Тематическая консультация для родителей «Ваш ребенок и Компьютер» (старшая группа)
консультация (старшая группа)

Задачи:
1. Акцентировать внимание родителей на возможные проблемы, возникающие у детей при работе с компьютером.
2. Дать родителям рекомендации, при помощи которых ребенок будет познавать компьютер с пользой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая консультация для родителей «Ваш ребенок и Компьютер»

(старшая группа)

Задачи:
1. Акцентировать внимание родителей на возможные проблемы, возникающие у детей при работе с компьютером.
2. Дать родителям рекомендации, при помощи которых ребенок будет познавать компьютер с пользой.

Уважаемые родители!

Современные дети все активнее используют в качестве главного источника информации – компьютеры и Интернет, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм.

Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению (С.В. Гурьев).

Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Но при этом большинство родителей, впервые усадив своего ребенка перед монитором, не контролируют его время пребывания за компьютером, бездумно подходят к выбору компьютерных игр и организации рабочего места, не озабочены тем, какой вред здоровью маленького ребенка может нанести компьютер.

Уважаемые, родители, какие вопросы на эту тему вы бы хотели задать?

- Несет ли какую-нибудь пользу приобщение ребенка к компьютеру?

Достаточно давно ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей азам компьютерной грамотности. Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против»: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого - появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен.

- С какого возраста лучше всего разрешать ребенку пользоваться компьютером?

Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.

-  Есть ли какие-то особые требования к подбору компьютера, которым пользуется ребенок?

Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Размер экрана дисплея должен быть по диагонали не менее 35-38 см для того, чтобы ребенок мог четко видеть текст с расстояния 50-70 см. Не забывайте протирать экран монитора специальными салфетками. Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения. Монитор должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.

- Как правильно организовать компьютерную зону для ребенка?

Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна. Для ограничения светового потока можно использовать жалюзи, но не темные занавеси. Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Наилучшим для работы с компьютером считается естественный дневной свет, т.к. только он содержит в себе весь цветовой спектр, поэтому, чем больше лампа соответствует дневному свету, тем лучше. Ни в коем случае нельзя использовать неоновые лампы, т.к. они мигают, излучают рассеянный свет, имеют недостаток цветового спектра и не создают четких теней. При работе с такими лампами возникает сильное напряжение глаз, что может провоцировать снижение зрения. К тому же эти лампы могут вызвать повышение возбудимости у детей, они начинают капризничать, плохо спят. Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного возраста всегда должны ставиться подставки.

- На что стоит обратить внимание при выборе детской компьютерной игры?

Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:
• на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;
• проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;
• достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;
• посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;
• важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;
• для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;
• хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;

- Мы знаем, что долгое пребывание за компьютером пагубно влияет на зрение. Подскажите, как можно предотвратить его ухудшение?

Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз.  При этом расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см. Если ребенок уже умеет читать и использует печатный компьютерный текст, то размер шрифта должен быть не менее 14, цвет шрифта всегда должен быть черным, а цвет экрана белый. Зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения и возникновение глазных болезней, поэтому рекомендуется проводить гимнастику для глаз и несложные двигательные упражнения после окончания работы за компьютером. Попросите ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой. Затем, сделать повороты головы в правую и в левую стороны. Потом сделать движения плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу. Таким образом, вы поможете ребенку снять напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса и рук.

Гимнастика для глаз

Упражнение 1

Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.

Упражнение 2

Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.

Упражнение 3

Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.

Упражнение 4

"Выписывание" глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 5

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. 5 раз подряд.

Подводя итог, мы хотели бы дать вам некоторые рекомендации:        

  1. Очень полезно принимать в пищу витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения.
  2. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть, ссутулившись, иначе нарушится нормальная работа внутренних органов.
  3. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.

В последние годы в сети Интернет значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей дошкольного возраста. Сетевые электронные ресурсы  - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам и родителям независимо от места  проживания и уровня дохода.

Полезным ресурсом в подготовке ребенка к обучению в школе может служить сайт http://samouchka.com.ua/, содержащий интерактивные компьютерные игровые упражнения (флэш-игры) по обучению грамоте, математике для старших дошкольников.

http://www.logozavr.ru/8/ - на данном сайте представлены компьютерные технологии для обучения и развития детей от 3 до 12 лет, разрабатываемые на основе программно-методического комплекса (ПМК) "Радуга в компьютере", рекомендованного Управлением развития общего среднего образования министерства образования РФ для использования в школе с 1996 года. Они включают в себя дидактические и развивающие компьютерные игры, методические программы и пособия для дошкольников и младших школьников и могут применяться как в условиях образовательных учреждений, так и в домашней деятельности. В разделе "Домашний компьютер" (правая панель сайта) представлено более 1000 бесплатных флеш-игр, в которые можно играть непосредственно в режиме онлайн (online). Они разработаны на основе обучающих и развивающих компьютерных игр, используемых в образовательных учреждениях, учитывают возрастные особенности психического развития детей и разделены на возрастные категории и темы. Руководитель проекта: Варченко Виктор Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий Института современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта.

http://www.igraemsa.ru/ - портал развивающих и обучающих онлайн-игр разной степени сложности, с помощью которых дошкольники научатся различать цвета, считать, объединять предметы по признакам, сравнивать предметы по величине, а также многому другому. Здесь содержатся игры на развитие внимания и памяти, логического мышления.

http://viki.rdf.ru/ - сайт с большим количеством детских мультимедийных презентаций для детей дошкольного и школьного возраста. Тематика представленных презентаций обширна и многообразна: человек, природа, искусство и др.

Проект «Потому.ру» (http://potomy.ru/) – это детская онлайн – энциклопедия, содержащая огромное количество материала по разделам «Мир вокруг нас», «Человеческий организм», «Флора и фауна», «История изобретений», «Как все начиналось». Зарегистрировавшись, любой посетитель сайта, может задать свой вопрос. Ежедневно на сайте появляются более десятка новых ответов от квалифицированных педагогов - учителей школ и воспитателей детских садов.

Сайт «Сто тысяч почему» (http://allforchildren.ru/why/index.php) также содержит разнообразные детские вопросы и ответы на них. У посетителей сайта имеется возможность задать свой вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Общение ребенка со сверстниками (старшая группа)

Консультация для родителей Общение ребенка со сверстниками (старшая группа)...

Консультация для родителей дошкольников «Ребенок и компьютер. Вред и польза»

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...

Консультация для родителей дошкольников «Ребенок и компьютер. Вред и польза»

Консультация для родителей дошкольников «Ребенок и компьютер. Вред и польза»В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно се...

Консультация для родителей дошкольников «Ребенок и компьютер. Вред и польза»

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...

Консультация для родителей дошкольников «Ребенок и компьютер. Вред и польза»

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...