Речевые игры для детей старшего возраста (5-6 лет)
картотека (старшая группа)

Иванова Елена Александровна

Уважаемые родители! Для вас подобрана картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи. Играйте с удовольствием!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx419.28 КБ
Microsoft Office document icon vosmoe_marta.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon griby.doc487 КБ
Файл detsad._professii.docx233.17 КБ
Файл dikie_zhivotnye.docx208.62 КБ
Файл dom._zhivotnye.docx100.5 КБ
Файл zimnie_zabavy.docx107.97 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx547.98 КБ
Файл komnatnye_rasteniya.docx225.13 КБ
Файл listvennye_derevya.docx566.88 КБ
Файл mamin_prazdnik.docx750.43 КБ
Файл mebel.docx367.06 КБ
Файл osennyaya_odezhda_golovnye_ubory_i_obuv.docx194.23 КБ
Файл pozdnyaya_osen.docx390 КБ
Microsoft Office document icon pochta.doc127 КБ
Файл professii_na_stroyke.docx82.57 КБ
Файл professii_na_transporte.docx110.23 КБ
Файл semya.docx300.84 КБ
Microsoft Office document icon chelovek.doc197 КБ
Файл shveya.docx275.33 КБ
Microsoft Office document icon vesna.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.

Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.

Солнце (какое?) - ...

День (какой?) - ...

Снег весной (какой?) - ...

Сосулька (какая?) - ...

Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...

Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...

Ручьи весной (что делают?) - ...

Сосульки весной (что делают?) - ...

  1. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.

Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...

Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

  1. «Ответь правильно». Развитие слухового внимания.

  • Весной солнышко греет или морозит?
  • Снег тает или застывает?
  • Ручьи текут или стоят?
  • Травка зеленеет или вянет?
  • Жучки прячутся или просыпаются?
  • Дети катаются на самокате или снегокате?
  • Люди носят шубы или куртки?

  1. «Почему?» Составление предложений с союзом потому что.

Почему снег тает?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые? И т.д.



Предварительный просмотр:

Восьмое марта - Международный женский день

1. Побеседовать с детьми о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.

2. Рассказать историю зарождения традиции праздновать 8-е марта. Помочь запомнить информацию.

3. Научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.

4. Упражнение "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова.

Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.

Бабушка - ...

Тетя - ...

Сестра - ...

5. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.

Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.

Бабушка (какая?) - ...

Сестра (какая?) - ...

Тетя (какая?) - ...

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек, ...

Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестер, ...

Одна тетя, две тети, три тети, ...

7. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.

Бабушка старенькая, а мама - ...

Мама высокая, а ты - ...

8. Упражнение "Помощник" на умение изменять глаголы по временам.

Я мою сегодня пол - завтра я пол ... (вымою) - вчера я пол ... (вымыл).

Я стираю снйчас белье - завтра я белье ... - вчера я бельё ...

Весна

1. Рекомендую уточнить у ребенка, какое время года сейчас идет.

2. Уточните знания о последовательности смены времен года.

3. Попросите назвать предшествующее весне время года, назвать следующее за весной время года.

4. Уточните знание ребенком весенних месяцев.

5. Расспросите ребенка, какие изменения в неживой природе он заметил?

6. Расскажите ребенку о весенних полевых работах.

7. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.

Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.

Солнце (какое?) - ...

День (какой?) - ...

Снег весной (какой?) - ...

Сосулька (какая?) - ...

Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...

Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...

Ручьи весной (что делают?) - ...

Сосульки весной (что делают?) - ...

8. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.

Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...

Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - ..., солнце - ..., сосулька - ...

10. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.

Один ручей - много ручьев.

Одна лужа - много луж.

Одна проталина - много ...

Одна сосулька - много ...

11. Учимся образовывать признак по аналогии.

Март - мартовский.

Апрель - апрельский.

Солнце - ...

Весна - ...

Май - ...

Тепло - ...

12. Упражнение "Скажи наоборот" (продолжаем учиться подбирать антонимы).

Снег зимой чистый, а весной - ...

Зимой дни холодные, а весной - ...

Зимой солнце тусклое, весной - ...

Зимой погода пасмурная, а весной - ...

13. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи. Наступила весна.

14. Развитие мелкой моторики.

Нарисовать приход весны в своем городе.

15. Развитие логического мышления.

А) Упражнение "Бывает - не бывает".

Зимой появляются проталины.

Весной дети катаются на санках.

Весной дети играют в снежки.

Зимой на деревьях распускаются листочки.

Б) Отгадать загадки.

На реке и треск, и гром,

Это значит - ледолом.

На реке и лед идет,

Это значит - ... (ледоход)

Посевы поливаю, движения полна, а зовут меня ... (весна)

Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (весной)



Предварительный просмотр:

ГРИБЫ. ЯГОДЫ

1. Показать ребенку съедобные грибы (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Познакомить с несъедобными грибами (поганка, мухомор). Съедобные ягоды. Несъедобные ягоды. Сформировать обобщающее понятие "грибы", «ягоды».

2. Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Помогите запомнить информацию.

3. Рассмотрите с ребенком строение ягоды: стебель, лист, ягода. Обратите внимание на окраску ягоды. Помогите запомнить информацию.

4. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест.

5. Расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить. Что можно приготовить из ягод.

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 лисичка, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 опенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

И т.д.

7. Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна сыроежка - много сыроежек.

Один опенок - много опят.

Одна ягода – много ягод.

И т. д.

8. Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные.

И т. д.

9. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять

(пальчики обеих рук "здороваются", начиная с больших пальцев)

В лес идем гулять.

(обе руки "идут" указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибать пальчики, начиная с большого)

        



Предварительный просмотр:

        

Игра  «Семейка слов».

Взрослый. Как называется  человек, который воспитывает детей?E:\мои риcунки\работа\для сада\kids146.gif

Ребенок. Воспитатель.

Взрослый.  Какие  дети  в детском саду?

Ребенок. Воспитанные.

Взрослый.  Как  воспитатели  называют  детей?

Ребенок. Воспитанники.

Взрослый. Что получают дети в детском саду?

Ребенок. Воспитание.

Отгадывание загадок. 

        Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные.        E:\мои риcунки\работа\для сада\kids145.gif

Пахучие котлеты.

Салаты, винегреты?

(Это повар)

Мы учим детишек

Считать, рисовать,

Природу любить.

Всякий труд уважать.

                           (Это воспитатели)



Предварительный просмотр:

  • «Кто кем был?» Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных.

Медведь был... (медвежонком).

Ежик был... (ежонком).         

Лиса была... (лисенком).

Лось был... (лосенком).

Волк был... (волчонком).

Барсук был ... (барсучонком).

Белка была... (бельчонком).

Заяц был... (зайчонком).

Кабан был... (поросенком).

  • «Чья семья?» Усвоение притяжательных прилагательных.

Волк, волчица и волчонок — это волчья семья. И т. д.

  • Кто с кем играет?» Употребление конструкции с предлогом с.

Лиса играет с... (лисенком)

Белка играет с … (бельчонком)        

Волк играет с … (зайчонком)

Заяц играет с … (зайчонком)

Лось играет с … (лосенком)

Медведь играет с … (медвежонком) и т.д.

        



Предварительный просмотр:

Игра «Назови ласково».

Кошка – кошечка, собака – собачка, (лошадь, овца, коза, баран, свинья, корова).

Игра «Чей, чья, чье?»

         Хвост  (чей?) собачий, кошачий, лошадиный.

         Голова (чья?)  собачья, кошачья, лошадиная.

         Туловище (чьё?) собачье, кошачье, лошадиное.

«Кто кем был?»

Собака была щенком. Лошадь была жеребенком. Корова была теленком. Свинья была поросенком. Кошка была котенком. Курица была цыпленком. Цыпленок был яйцом и т.д.

«Отгадай загадки»

Заворчал живой замок —  

Лет у двери поперек. (Собака.)

Мордочка усатая,  

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка.)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копыта,

Ест и пьет он из корыта. (Поросенок.)

Сама — пестрая, ест — зеленое,  

Дает — белое. (Корова.)

        



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Подбери слова»

- зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

                 Игра «Назови ласково» 

Снег-снежок                 Сосулька – сосулечка        http://ros-ski.ru/pics/deti.jpg

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка – горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

 

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.Картинка 68 из 7205

А еще в снегу валялись.                  Ладошки кладут на стол одной и другой              

                                                         стор.

Все в снегу домой пришли.            Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп



Предварительный просмотр:

• «Каких птиц много на дереве?» Усвоение категории родительного падежа множественного числа.

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много ворон и т. д.

• «Какой птички не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

Необходимо четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц. Незаметно для ребенка уберите одну картинку и спросите: «Какой птички не стало?» Ребенок отвечает: «Не стало совы» и т. д.

• Считалка. На каждую строчку — четыре хлопка.

Верещунья — белобока,

Все зовут ее сорока.

  • «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

черное перо — черненькое перышко, серая спина — серенькая спинка;

пестрые крылья — пестренькие крылышки, белая шея — беленькая шейка;

красная грудь — красненькая грудка, милые глаза — миленькие глазки;

острые когти — остренькие коготки, длинный хвост — длинненький хвостик;

белый пух — беленький пушок, круглая голова — кругленькая головка;

шустрые лапы — шустренькие лапки, мягкие перья — мягонькие перышки.

        



Предварительный просмотр:

E:\мои риcунки\разное\bc1c08001587.png

Игра «Один - много».        

Фиалка – фиалки

Фикус - …

Кактус - …и т.д.

                                                Игра «Ухаживаем за растениями»E:\мои риcунки\разное\girl2.png

                                                С чего мама вытерла пыль?

                                                Мама вытерла пыль с фикуса.

  • папоротник
  • плющ
  • декабрист

Побеседуйте с детьми о том, что нужно для хорошего роста растений (свет, тепло, вода), рассмотрите их (особенности строения листьев, стеблей, цветков), укажите, как надо ухаживать за растениями (поливать, протирать листья, рыхлить землю и т.д.).E:\мои риcунки\разное\bd0e41a8ad3e.png

        



Предварительный просмотр:

  1.  «Соберем гербарий». Образование относительных прилагательных.

Сорву с дуба дубовый лист.         

Сорву с клена кленовый лист.

Сорву с березы березовый лист и т.д.

  1.  Речевая подвижная игра «Листики». Импровизация движений:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,         

Ветер дунул — полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

  1. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 береза, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

1 дуб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

  1. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Береза - березка, березонька, березушка.

Дуб - дубок, дубочек и т. д.



Предварительный просмотр:

1. Расскажите детям о празднике 8-е марта: кого поздравляют в этот день, почему его называют "Мамин день". Помогите запомнить информацию.

2. Научите детей словам поздравления для того, чтобы они сказали их в этот день сестре, бабушке, маме и т.д.

3. Попросите детей рассказать, как они помогают бабушке, маме (рассказ из личного опыта).

4. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными и на активизацию словаря.

Мама (какая?) - ...

Сестренка (какая?) - ... 

Бабушка (какая?) - ...

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка...

Бабушка - ...

Сестра - ...

Тетя - ...

6. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

Как у нас семья большая да веселая,

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются, 

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются,        

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)



Предварительный просмотр:

                                Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

       Раз,два, три, четыре, Ритмично сжимаюти и разжимают кулачки.

       Много мебели в квартире.

       В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики на каждое название мебели.

       А в буфет поставим чашку.

      Чтобы ножки отдохнули, 

       Посидим чуть-чуть на стуле.

       А когда мы крепко спали,

       На кровати мы лежали.

       А потом мы с котом

       Посидели за столом.

       Чай с вареньем дружно пили. Хлопают в ладоши.

       Много мебели в квартире!

«Один — одна»:

диван — кровать; стул — полка; шкаф — скамейка; сервант — тахта.

          «Что с чем и с кем „дружит»?»

       Дети должны дать полный ответ.

       Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

       Стол «дружит» с креслом или тестом?        

       Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

       Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

      Сервант «дружит» с Людой или посудой?

      Полки «дружат» с книжкой или крышкой?

      Табурет «дружит» со стулом или мулом?

     Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?



Предварительный просмотр:

Рекомендации:

- рассказать ребёнку о том, какое время года наступило;

- обратить внимание на осенние изменения погоды;

- объяснить ребёнку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года;

- рассмотреть осеннюю одежду, обувь и головные уборы, определить их назначение одежды, её виды и части;

- обратить внимание во время прогулки, как одеты люди осенью.

Задание 1.

1. Отгадать загадку:

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает,

И никуда я не иду, покуда он шагает.

( Дождь)

2. Рассказать стихотворение, выполняя ритмические хлопки.

Дождик, дождик, - кап, кап, кап,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

3. Загадка.

Из-под крыши крыша

Под дождик вышла.

( зонт)

Задание 2.

Лингвистический тренажёр, “Какой, какая, какое, какие?”

( Подбор прилагательных к существительным)

Сапоги – резиновые, новые, синие.

Шапка – вязанная, осенняя, красивая.

Задание 3.

1.Дидактические игры:

а) «Один - много»

шарф - шарфы

б) «Большой - маленький»

шапка - шапочка

в)    «Чей , чья, чьи, чьё» ( употребление притяжательных местоимений)

Это чья шапка? – это моя шапка.

г) «Моя , моё, мой, мои» - подбор существительных.

Моя – шапка, рубашка, куртка.



Предварительный просмотр:

  1. «Загадка и отгадка».

Пусты  поля, мокнет  земля.

Дождь  поливает.

Когда  это  бывает?  (Осенью.)

  1. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) - ...

Ветер осенью (какой?) - ...

Дождь осенью (какой?) - ...

Листья осенью (какие?) - ...

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ...

Осенью солнце (что делает?) - ...

Осенью птицы (что делаю?) - ...

  1. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Туча - тучка.

Солнце - ...

Дождь - ...

Ветер - ...



Предварительный просмотр:

                Тема «Почта»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

  • показать ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки;
  • рассмотреть их с ребенком;
  • показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;
  • рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;
  • показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик;
  • показать ребенку посылку;
  • рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);
  • предложить ребенку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;
  • вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

Задание 2. Выучить стихотворение.

Почта

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне

С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной рубашке?

Это он, это он, наш любимый почтальон. (С. Маршак)

Задание 3. Дидактическая игра «Закончи предложение».

  • Почтальон принес письмо (кому?) — маме, сестре ... (дательный падеж имен существительных).
  • Что мы нашли в почтовом ящике? — газету, открытку ... (винительный падеж имен существительных).
  • Чего не стало в почтовом ящике? — газеты, журнала ... (родительный падеж имен существительных).
  • Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»: открытка (какая?) — праздничная, поздравительная ... .
  • Задание 5. Дидактическая игра «Подбери родственное слово»: почта — почтальон, почтовый, почтамт.


Предварительный просмотр:

Расскажите стихи о строителях.

Каменщик

В переулке дом растет,

Стены каменщик кладет.

С ним помощник — мастерок,

Мастерок-лопатка.

Будет дом построен в срок.

Прочной будет кладка.

Маляр

В новый дом маляр пришел,

Красит стены, двери,  пол?

А наличник на окне

Он доверил красить мне.

Плотник

Он бревно отешет ловко,

Рамы сделает, навес.

У него смолой спецовка

Как сосновый пахнет лес.

        E:\мои риcунки\разное\kubik05.png

Крановщик

Ходит, ходит кран стальной

Над кирпичною стеной.

За стрелой его ажурной

Крановщик следит дежурный.

Нажимает неустанно

Он в кабине рычаги.

Разговаривает с краном;

«Ты рабочим помоги.

Поддержи людей трудом.

Люди людям строят дом».

                         



Предварительный просмотр:

Ежедневно спозаранкуE:\мои риcунки\разное\korab32.png

В руки он берет баранку,

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест се никак!        E:\мои риcунки\разное\6b86f3f2f7ec.png

                                                                        Это шофер.

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляя кораблем.

А бинокль всегда при нем.

                                                                                   Это капитан.

Раз,  два,  три,  четыре,  пять

Можно гонки начинать.

По кругу, по кругу.

Вперед   и  назад,

Но  пальцы  машинку мою тормозят.

Закрылись.

Машинка стоит  в  гараже,

И  фары  погасли  не  светят уже.

Возят машинку по каждому паприку   вперед  и  назад, начиная с большого пальца.

Теперь   то же самое, но  начиная с  безымянного.

Теперь - по кругу  в   одну и другую  сторону.

Вновь катают машинку   по пальникам, которые слегка согнуты.

Сжимают кулак.

Заглядывают  в  маленькую  щелочку  в  кулаке



Предварительный просмотр:

• «С кем ты живешь?» Составление предложений с предлогом с.

Каждый ребенок должен знать, с кем он живет: «Я живу с папой, с мамой, с бабушкой, с дедушкой, с братиком, с сестричкой». И т. д.

• «Договори предложение» Взрослый начинает:

Предложение договори и его ты повтори.

Я ем и папа... (ест). Я пою и мама... (поет). Я шью и бабушка... (шьет). Я готовлю и сестра... (готовит). Я играю и брат... (играет). Я пилю и папа... (пилит). Я вяжу и мама... (вяжет). Я строгаю и дедушка ... (строгает). И т. д.

• «Старше или младше». Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи.

Взрослый называет двух членов семьи (мама — бабушка), а ребенок должен составить предложения: «Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы».

Словарь: дочка — мама, папа — дедушка, сын — папа, дедушка — мама, бабушка — папа, бабушка — внучка, дедушка — внук, сын — мама.



Предварительный просмотр:

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Один — много»:

лоб —лбы, рот —рты, локоть — локти, нос —носы, глаз —глаза, ухо —уши, щека —щеки, бровь — брови, бок —бока, ноздря — ноздри, палец — пальцы.

«Найди ошибку»:

руками прыгают, а ногами трогают; глазами нюхают, а носом смотрят; ушами едят, а потом слушают; ногами хлопают, а руками топают; ногтями берут, а руками царапают.

•«Он и я». 

он ест — я ем;        

он нюхает — я нюхаю и т.д.

•«Ответь на вопросы»

Сколько у тебя ног (рук; пальцев на руке, на двух руках, на ноге; глаз; ушей; носов; волос)?

Сколько лап у курицы (у собаки)?

«Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными: палец, рука, ухо, нос, глаз.

Речевая подвижная игра. Импровизация движений.

Левой ручкой — по плечу,

Правой ручкой — покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика «Наперсток»                        

Вышивает,  шьет  иголка,

Пальцу  больно,  пальцу  колко,

А  наперсток  в  тот  же  миг

К  девочке  на  пальчик  прыг!        

Говорит  иголке: «Шей!        

А  колоться  ты  не  смей!»

Левая  ладошка  раскрыта,  в  правой – воображаемая  игла.

Игла  «шьет»  и  задевает  кончик  

указательного  пальца  левой  руки.

Делают  такое  движение,  будто  надевают наперсток

Вновь «шьют»

Грозят  указательным  пальчиком  правой  руки.

ЗагадкаE:\мои риcунки\разное\kist.png

Маленького роста я, E:\мои риcунки\разное\girl3.png

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

                      (Иголка)

        E:\мои риcунки\разное\8fb1147779c0.png



Предварительный просмотр:

Весна

  1. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.

Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.

Солнце (какое?) - ...

День (какой?) - ...

Снег весной (какой?) - ...

Сосулька (какая?) - ...

Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...

Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...

Ручьи весной (что делают?) - ...

Сосульки весной (что делают?) - ...

  1. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.

Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...

Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

  1. «Ответь правильно». Развитие слухового внимания.

  • Весной солнышко греет или морозит?
  • Снег тает или застывает?
  • Ручьи текут или стоят?
  • Травка зеленеет или вянет?
  • Жучки прячутся или просыпаются?
  • Дети катаются на самокате или снегокате?
  • Люди носят шубы или куртки?

  1. «Почему?» Составление предложений с союзом потому что.

Почему снег тает?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые? И т.д.

Мамин праздник

1. Расскажите детям о празднике 8-е марта: кого поздравляют в этот день, почему его называют "Мамин день". Помогите запомнить информацию.

2. Научите детей словам поздравления для того, чтобы они сказали их в этот день сестре, бабушке, маме и т.д.

3. Попросите детей рассказать, как они помогают бабушке, маме (рассказ из личного опыта).

4. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными и на активизацию словаря.

Мама (какая?) - ...

Сестренка (какая?) - ...

Бабушка (какая?) - ...

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка...

Бабушка - ...

Сестра - ...

Тетя - ...

6. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

Как у нас семья большая да веселая,

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются,

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются,

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

7. Развитие слуховой памяти, внимания.

Выучить стихотворение (любое на выбор).

Мамин день

Г. Виеру

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел.

Отнесу подснежник мама,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.

Мама

Я. Аким

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "МАМА"!

Подарок бабушке

У меня есть бабушка,

Она печёт оладушки,

Вяжет тёплые носки,

Знает сказки и стихи.

Бабушку свою люблю,

Ей открытку подарю!

Кто любимей всех на свете?

Это сразу скажу дети.

Обойди весь белый свет,

Лучше мамы в мире нет!

Не проказник

Я весь день не плакал,

Не дразнил собаку.

Не таскал котенка,

Я ведь не проказник:

Нынче мамин праздник.

Маму я свою люблю,

Ей подарок подарю.

Я подарок сделал сам

Из бумаги с красками.

Маме я его отдам,

Обнимая ласково.

Дорогая наша мама

Мамин день! Мамин день!

Платье лучшее надень!

Утром встань пораньше,

В доме прибери,

Что-нибудь хорошее

Маме подари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры для детей старшего возраста

-стимулировать речевую активность- выразительность речи -расширять словарь, внимание, воображение...

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста

Найди противоположное по смыслу слово.Подбирать противоположные по смыслу слова.Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый....

Презентация для воспитателей "Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены вниманию воспитателей и родителей разнообразные речевые игры.Речевая дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:она является и игров...

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста

Картотека словесных игр для детей старшей и подготовительной группы...

Консультация для родителей. Речевые игры для детей старшего возраст

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...