Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста «Это учеба и игра»
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста
«Это учеба и игра»
Игра «Добавь словечко».
Есть у книжицы одёжка, называется … обложка. Книги есть в саду и дома, их обложки из … картона. | Наши книги не просты, по порядку в них … листы. Чтоб при чтении не сбиться, нумерованы … страницы. |
Игра «Внимательные ушки». Взрослый показывает ребенку ромашку и чётко называет её, например, «ромашка». Затем поясняет, что будет называть это слово по-разному (правильно или неправильно). Предложите ребенку выложить камешек, или хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильно произнесённое слово. Взрослый произносит: «Ломашка – ромашка – гомашка – ромачка-ромаска-ромашка». Так можно обыграть любое слово. Начинать нужно со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к более сложным. Дети с удовольствием играют в эту игру.
Скороговорки повторим, их выучить не трудно.
Сначала надо разобрать смысл всех слов и самой скороговорки – как понимает её ребёнок.
Далее говорим скороговорку сначала медленно и подчеркнуто четко. Когда слова запомнили, говорим быстрее, а потом еще быстрее. Но четкость все равно должна быть на первом месте.
Гроза грозна, грозна гроза.
Водовоз вез воду из водопровода.
Солнце глянуло сквозь щёлку, свесив огненную чёлку. Произносите ее в обычном темпе несколько раз, не ошибаясь и проговаривая звуки четко.
Летела ворона, украла корону, | Говорите то тише, то громче. Говорите разными голосами – это позабавит ребенка. |
Слушали старушки кукушку на опушке.
Волки рыщут, пищу ищут. Оса боса и без пояса.
Игра «Четвертый лишний» Предложите ребенку цепочку слов (овощи и фрукты), пусть он назовет лишнее слово и обязательно объяснит свой выбор (ответ должен быть полным предложением). Апельсин, яблоко, груша, картофель. (картофель лишний, потому что это овощ, а остальные слова – это фрукты) Баклажан, капуста, груша, морковка. Огурец, помидор, мандарин, кабачок.
«Виселица». Для этой игры нужен мел для письма и рисования на асфальте.
Даем простые по слоговому составу слова по теме «Огород». Водящий (взрослый) пишет первую и последнюю буквы слова, вместо букв, стоящих посередине, ставятся точки. Если буква есть в слове, то водящий обязан вписать её на своё место в слово (если таких букв несколько — то вписываются все), а если нет — то он рисует один элемент виселицы с человечком (стойка, перекладина, распорка, верёвка, голова, туловище, 2 руки, 2 ноги — всего 10 элементов-попыток). Если игрок не успел угадать слово раньше, чем виселица нарисована полностью, | |
то он считается «повешенным» и должен угадывать следующее слово. Если слово отгадано — то игроки меняются местами. |
Игры с мячом «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков — называй»
Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. При определении последовательности звуков в слове, можно произносить каждый звук слова, отбивая мяч о землю.
Слова: мох (м о х) бор лиса (л’ и с а ) липа крот волк.
«Мяч бросай, слова называй» Взрослый предлагает ребенку подобрать слова-родственники (похожие слова) к слову “ДРУГ”. Дружок, дружочек, дружище, дружный, друзья, дружить, подружка, дружба.
«Мячик маленький поймай, да словечко приласкай».
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч ведущему, называет второе слово. Цветок – цветочек, стебель – стебелек, корень – корешок, лист – листочек, лепесток – лепесточек, трава – травинка, дерево – деревце.
«Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков — называй» Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. При определении последовательности звуков в слове, можно произносить каждый звук слова, отбивая мяч о землю. Слова: мох (м о х) бор лиса (л’ и с а ) липа крот волк.
Игры со скакалкой. «Моталка». Ребенок наматывает скакалку на ручку скакалки (или на две ручки сложенной пополам скакалки), на каждом витке называя слог слова. Например, волк, лиса, ежик, поле, пшеница, сенокосилка и т.д.
Игры с песком «Ураган похитил букву». Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка написаны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписывает в свободное место ту гласную, которую считает похищенной. Например, в слово «Р...КА”» ребенок вписывает «У». Получается РУКА. А если написать букву Е? Получается РЕКА. Или ДОМ-ДЫМ; РАД-РЯД.
«Посмотри вокруг и назови слова, в названиях которых есть на звук Д или Дь» Например, дом, дорога, дача, дым, дупло, дождь, дорожка, радуга, ведро, погода, воздух, вода, дерево, ограда, следы, друг, другой, день, неделя, дети, девочка и т.д.
«Предложение на одну букву» Нужно выбрать любую интересную для ребенка букву, и придумать предложение, слова в котором начинаются на одну букву. Например. Пчела Полина в полосатом платье полетала, погудела на подсолнух плавно присела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»
«Коммуникативные игрыдля детейстаршего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет
quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет
Игровой материал для развития речи детей...