Основные принципы организации периода адаптации
статья (подготовительная группа)
В статье рассматриваются особенности адаптации детей в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_organizatsii_perioda_adaptatsii.docx | 121.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Основные принципы организации периода адаптации
Подготовила воспитатель Коржова Н.В.
Детям всех возрастов, впервые поступающим в детский сад, рекомендуется укороченное время пребывания в ДОУ. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к коллективу, в первое время приводите его в сад не на полный день, а на несколько часов. По мере адаптации к условиям ДОУ можно постепенно увеличивать время его пребывания в группе.
Процесс привыкания малыша к детскому коллективу обычно длится около месяца, поэтому в это время матери лучше быть дома (или кому- либо из близких взять на этот период отпуск). Когда ребенок привыкнет к условиям детского сада, мама сможет спокойно пойти на работу.
Не старайтесь форсировать события: воспитатели подскажут вам, когда ребенка можно оставить до обеда, а затем и на дневной сон. Дневной сон в ДОУ организуется после восстановления положительного эмоционального состояния. Запаситесь терпением. Некоторые дети привыкают к саду быстро, другим нужно несколько недель.
Забирая ребенка из детского сада, расспросите его о прошедшем дне, приласкайте и похвалите за успехи. В домашних условиях постарайтесь компенсировать возможное недоедание и недосыпание ребенка в детском учреждении, раньше укладывайте спать.
Создайте дома щадящий режим, больше времени проводите с малышом, гуляйте, играйте в тихие игры. Исключите лишние раздражители, по возможности не включайте телевизор.
В период привыкания ребенка к дошкольному учреждению не следует ходить с ним в гости, в кино или театр, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему малыша. В адаптационный период ребенок может стать раздражительным, особенно требовательным к вниманию взрослых. Спокойное, ласковое, бережное отношение к ребенку поможет ему справиться с эмоциональным дискомфортом, вызванным пребыванием к новой обстановке.
Состоянием адаптированности можно считать комплекс признаков, включающий адекватное поведение, спокойный глубокий сон, хороший аппетит, игровую и речевую активность, установление положительных контактов со взрослыми и детьми, нормальную прибавку массы тела, отсутствие заболеваний в течение месяца.
Варианты течения адаптационного периода
Для нормальной адаптации важно, чтобы возникшие перед ребенком трудности не превышали психических и физиологических возможностей организма.
Если практически здоровый ребенок поступает в дошкольное учреждение в возрасте старше 2- 2,5 лет и родителями проведена необходимая подготовка, можно надеяться на легкое течение периода адаптации. В этом случае привыкание к новым условиям занимает 2-3 недели: в это время отмечаются изменения поведения, которые в основном проявляются в ухудшении аппетита, нарушениях сна и небольшой капризности.
Адаптация средней тяжести наблюдается в случае, если ребенок поступает в дошкольное учреждение в более раннем возрасте или с отклонениями в состоянии здоровья, или при недостаточной подготовке к ДОУ. В этом случае эмоциональное состояние нормализуется медленно, и период адаптации длится от 1 до 1,5 месяцев. Состояние психической напряженности способствует снижению сопротивляемости организма, а риск инфицирования за счет контактов возрастает. В первый же месяц пребывания в яслях ребенок может заболеть острым респираторным заболеванием, которое обычно длится 7-10 дней и завершается без каких- либо осложнений.
Тяжелое течение периода адаптации проявляется в виде длительных (от 2 до 6 месяцев) и стойких нарушений поведения ребенка. Наблюдаются снижение аппетита, беспокойный сон, медленное засыпание. Ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уединению или проявляет агрессивное отношение к сверстникам. Он плачет в течение всего времени пребывания в ДОУ или находится в состоянии пассивности, безразличия. У ребенка может снизиться двигательная и речевая активность не только в яслях, но и дома. Он становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослых. Нормализация поведения наступает очень медленно, а улучшения неустойчивы.
Возможен второй вариант тяжелой адаптации. В этом случае ребенок обычно заболевает в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение и затем продолжает повторно болеть в течение первого года пребывания в детском коллективе.
Тяжелая адаптация обычно возникает при сочетанном действии ряда неблагоприятных факторов: патология беременности и родов, неблагоприятное состояние здоровья до поступления в дошкольное учреждение, возраст до 1,5 лет (чем младше ребенок, тем труднее проходит процесс адаптации), неправильные воспитательные воздействия в семье (нарушения режима, нерациональное питание, отсутствие подготовки к поступлению в дошкольное учреждение). Тяжелая адаптация оказывает негативное влияние на физическое и нервно- психическое развитие ребенка и состояние его здоровья.
Поэтому, если есть основания ожидать тяжелое течение адаптации, не следует отдавать ребенка в ДОУ раньше чем в 2- 2,5 года и необходимо особенно тщательно провести все необходимые подготовительные мероприятия.
При тяжелой адаптации в некоторых случаях правильнее прекратить посещение детского сада и повторить попытку через год- обычно она бывает более удачной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ
Развитие двигательной активности у дошкольников...
Основные принципы организации занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодат...
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса - ...
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Презентация " Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ"....
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....
Консультация «Основные принципы организации виртуального музея как доступного образовательного пространства»
Виртуальный музей — это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее....