Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьёй.
статья
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №4 им. В.В. Бианки» г. Бийск
Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьёй.
Составитель статьи:
Кузьмина Ю.А.
воспитатель
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских образовательных учреждений. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей. На современном этапе актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Одна из задач, которую я поставила перед собой – привлечение родителей к совместной деятельности, с целью создания единого образовательного пространства, через проектный метод. Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, я искала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.
И именно поэтому я решила использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.
Я считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.
Проектная деятельность развивает познавательную активность, творчество, умение планировать в информационном пространстве, работать в коллективе, который должен завершиться реальным результатом.
Метод проектов способствует развитию самостоятельности мышления, а также помогает ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.
Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Для того чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Родители, дети и педагоги не только принимают участие в совместной деятельности, но и видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.
Существует такая разновидность проектов, как семейные. Например: «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др.
Они обладают огромным развивающим потенциалом для детей. И для их осуществления участие родителей просто необходимо.
Использование «метода проекта» в нашей группе стало способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Особенность проектной деятельности заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Вся работа по проекту делится на 3 этапа:
1.Подготовительныйэтап
2.Практический этап
3.Заключительный этап
На каждом этапе формируется определенная деятельность участника проекта.
Вначале я обозначила деятельность родителей, как участников проекта, которая будет отвечать потребностям ребенка и его мотивации к развитию социального опыта в процессе ознакомления с окружающим миром.
На первом этапе я мотивирую родителей к участию в проекте: оформляю информационный уголок по данной теме, памятки. Провожу анкетирование, опрос, что могут предложить сами родители, и какую оказать помощь.
На втором этапе провожу индивидуальные беседы с целью создания интереса, привлечения их к изготовлению:
- поделок, макетов, коллекции, газет, панорам, листовок, книжек-малышек,
- презентаций, мини – сообщений, подбор материалов в мини-музей.
Подвожу к тому, чтобы они вместе с детьми добывали информацию из различных источников (интернет – ресурсы, познавательные телепередачи, чтение художественной литературы, беседы, посещение музеев, выставок) для своих творческих работ.
После изучения данной информации из различных источников, семья открывает «Домашнюю мастерскую», где совместно приступают к изготовлению творческих работ.
На третьем этапе в нашей группе для родителей организую выставку, мини – музей, где каждая семья может презентовать свой фильм, свою творческую работу.
В разных возрастных группах мной были проведены следующие проекты:
- «Комнатные растения в нашем доме» - повышение компетентности родителей в познавательной деятельности детей;
- «Осень – чудная пора!» - формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
- «Покормим птиц зимой» - воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам, привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей;
- «Огород на окне» - формирование экологической культуры у детей и родителей.
«Новогодний калейдоскоп» - формировать у детей представление об обычаях и традициях празднования новогоднего торжества, развивать творческие способности детей и родителей.
Таким образом, родители, дети и педагоги не только принимают участие в совместной деятельности, но и видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становится непосредственными участниками образовательного процесса.
Используя проектирование, я пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Я считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность-эффективная форма взаимодействия педагога с семьёй"
В этой публикации я рассказала о наиболее эффективной на мой взгляд, форме работы педагога с родителями ....
Проектная деятельность как форма работы с родителями
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависитбезопасность всего большого человеческого обществаФеликс Адлер...
"Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС" консультация для воспитателей.
В консультации для воспитателей "Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС" раассматриваем традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Широко ра...
Проектная деятельность как форма работы с родителями по воспитанию семейных ценностей у дошкольников.
Я поделилась с коллегами своей работой. Показала презентацию.Также приятно было совместить свое выступление и выступление священника Прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы....
Буклет "Проектная деятельность как форма работы с родителями"
Иотги работы по работе с родителями по направлению "Проектная деятельность"....
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...
«Проектная деятельность как форма работы с семьёй с целью формирования основ базовой духовной культуры детей, освоения ими опыта нравственного поведения, развития речи обучающихся».
Для создания в образовательном учреждении и дома условий для речевого развития и формирования социальных компетенций ребенка, обеспечения его личностного роста,нравственного становле...