Проблемы адаптации
консультация (младшая группа)
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Поступление малыша в детский сад – очень ответственный период в его жизни, это новое для него место с незнакомыми людьми. А естественная реакция на новизну – повышение уровня тревожности у ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-problemy_adaptatsii.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Проблемы адаптации. Снижение высокого уровня тревожности у детей младшего дошкольного возраста»
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Поступление малыша в детский сад – очень ответственный период в его жизни, это новое для него место с незнакомыми людьми. А естественная реакция на новизну – повышение уровня тревожности у ребёнка. В настоящее время на группах раннего возраста отмечается увеличение количества таких детей. Эти дети, испытывают физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания). Эти дети, отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, эмоциональным напряжением. Ребёнок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли родители меня здесь? ». Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Главная причина повышения уровня тревожности у детей в период адаптации связана с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей ребёнка, а именно потребность в безопасности и защищённости. Ребёнка тяготит разлука с мамой. Кроме этого причинами увеличения уровня тревожности у детей могут быть излишняя опека, плохая приспособляемость ребёнка к новым для него условиям, то есть его неумение одеваться, есть, спать, а так же высокий уровень тревожности его родителей.
Период адаптации, привыкания к детскому саду – сложный процесс. Легче всего он протекает у тех детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, такие дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки, любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора и, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.
Характерной особенностью детей с высоким уровнем тревожности является низкий уровень предметной деятельности. Они часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Поэтому первая встреча ребёнка с воспитателем чрезвычайно важна для развития последующих взаимоотношений между ними. Главное для педагога на начальном этапе — наладить контакт с ребёнком. Воспитатель приветливо встречает малыша , затем приводит ребёнка в группу, знакомит с детьми, играет. Ласковые прикосновения воспитателя помогают ребёнку с высоким уровнем тревожности обрести чувство уверенности и доверия к новому для него миру.
Чтобы снизить эмоциональное напряжение, физический дискомфорт, необходимо постепенно переключать внимание ребёнка на деятельность, которая принесёт ему удовольствие, где он получит возможность выразить свои эмоциональные переживания, научится общаться со сверстниками, познакомиться с нормами и правилами новой для него жизни. И эта деятельность – игра, так как именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребёнка.
В первую очередь, необходимо использовать в работе с детьми игровые упражнения, направленные на обеспечение психологически комфортного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Лучше начинать играть в знакомые пальчиковые игры (например «Сорока – белобока»). Очень полезны игры на снятие напряжения и расслабление мышц туловища.
Необходимо помнить, что игрушки для ребенка — это его слова, а игра — язык. В связи с этим следует выбирать такие игрушки и игровой материал, которые бы облегчали самовыражение ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активности.
Можно научить ребёнка с высоким уровнем тревожности управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизирует, усиливает мышечное напряжение, выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счёт увеличения времени выдоха по отношению времени вдоха. Всем известна игра «Сдуй снежинку с варежки» и т. п.
В играх можно обыгрывать как уже происходившие ситуации с ребёнком, так и возможные в будущем. Целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни детей. Например, если ребёнок, плачет, не хочет идти в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора». В такой игре ребёнок сможет отобразить свои негативные переживания. Некоторые дети боятся подстригать волосы, в этом случае можно предложить ребёнку роль парикмахера, поблагодарить за красивую причёску и пригласить его в качестве клиента.
С целью профилактики высокого уровня тревожности у детей младшего возраста в период адаптации можно использовать наглядную информацию для родителей. Например, им предлагается памятка с рекомендациями, благодаря которой родители детей с высоким уровнем тревожности смогут занять правильную позицию в воспитании своих малышей, узнать, что может повышать уровень тревожности и как постараться максимально его снизить. Родителям предлагаются релаксационные упражнения, техники для снятия напряжения, подборка игр, в которые они смогут играть со своим ребёнком дома.
Таким образом, совместная работа воспитателя и родителей поможет ребёнку через игровую деятельность в детском саду и дома снизить физическое и психоэмоциональное напряжение, снизить высокий уровень тревожности у детей и легче пройти период адаптации к новой жизни в детском саду.
Список использованной литературы
1. Краткий психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 431с.
2. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб. : Питер, 2009.-192с.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1991. – 206с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Консультация для родителей "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"(1 младшая группа)
....
Проблемы адаптации детей и родителей к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду — это и процесс и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособления к новой обстановке, к структуре отноше...
Садик в радость! Решаем проблемы адаптации.
Когда приходит время отдавать ребенка в детский сад, родители беспокоятся за него. С этим сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей связано много переживаний и вопросов. Как дол...
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
Журнал для родителей по проблемам адаптации ребенка к ДОУ
Наши советы и рекомендации - это залог успешной адаптации...