Консультация для родителей: "Речь ребёнка в 1,5 - 2 года"
консультация (младшая группа)
Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.
В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». Вот ответы на Ваши вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речь ребенка в 1,5-2 года | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
консультация для родителей
«Речь ребёнка
в 1,5 - 2 года»
подготовила:
Тесленко Л.В.
2022г.
Консультация для родителей
«Речь ребёнка в 1,5 - 2 года»
Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.
В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». Вот ответы на Ваши вопросы.
Что должен говорить ребёнок в 1,5 года?
Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – ав-ав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «ав-ав» — Да, побежала собака, собака говорит «ав-ав!»)
В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце консультации).
Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).
Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу).
Развитие речи детей 1,5 - 2 года (в норме)
Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:
1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.
2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов
Нужно отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.
Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:
- Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
- Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
- Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
- Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
- Из какого количества слов малыш строит предложение?
- Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?
На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.
Развиваем речь ребёнка 1,5 - 2 года (рекомендации)
- Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье (показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
- Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.
- В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите: «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.
- Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова. Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.
- Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?». Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.
- Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.
Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы будут вам в радость!
Консультацию подготовила: Тесленко Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речь вашего ребёнка"
Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок должен, прежде всего, слышать их....
Тематическая консультация для родителей "Речь родителей - образец для ребёнка"
В материале рассматривается влияние речи родителей на формирование речи ребёнка. Даны рекомендации о том, как следует развивать речь ребёнка, на что обратить особое внимание....
Консультация для родителей "Речь родителей – образец для ребёнка"
laquo;Речь - это живая ступенька человеческого духа, его богатая казна, в которую народ укладывает свою жизнь и свою надежду, свой ум, опыт, ощущение» К. Д. Ушинский...
Консультация для родителей «Речь родителей – образец для ребёнка»
Очень большое значение для развития речи ребёнка имеет речевая среда, в которой он растёт. Ребёнок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и...
Консультация для родителей "Речь родителей - пример для ребёнка!"
Консультация для родителей об их речи, о взаимодействии с детьми...
Консультация для родителей: «Речь родителей – образец для ребёнка».
Любой родитель хочет видеть своего ребѐнка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребѐнок...
Консультация для родителей "Речь родителей - образец для ребёнка"
Очень большое значение для развития речи ребёнка имеет речевая среда, в которой он живет....