Игротренинг "Играем вместе - развиваем речь ребёнка"
консультация (подготовительная группа)
Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться.
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные слова и также незаметно это войдет в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно. Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию! А помогут вам в этом игры, предсатвленные в данном игротренинге, которые направлены на развитие четкой, выразительной и грамотной речи дошкольников. В данные игры можно играть дома, по дороге в детский сад, в транспорте и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrotrening_dlya_roditeley_igry_rr.docx | 362.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Игротренинг с родителями
«Играем вместе - развиваем речь ребенка»
Подготовили: Баракова И.М.
Морозова А.А.
Игротренинг с родителями
«Играем вместе -развиваем речь ребенка»
Цель:
- создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
Задачи:
- обучение родителей (законных представителей) навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком;
- вовлекать родителей (законных представителей) в процесс обучения детей через игру;
- способствовать формированию у родителей (законных представителей) своей значимости в процессе игры с ребенком.
Формы проведения: практикум с применением игротренинга.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенком. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться.
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому наш совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!
Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.
Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д
Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.
Детям хочется нашего внимания! Есть хороший девиз: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь!» Поэтому играем с детьми вместе дома, в транспорте, по дороге в детский сад и т. д.
Вот несколько игр, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребенка богаче и разнообразнее.
Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки).
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).
Упражнение «Я знаю».
Дети становятся в круг. Бросая мяч друг другу, каждый должен назвать слово по теме игры. Например, тема игры - «Деревья», значит, ребенок должен назвать дерево и т. д., и т. п.
«Съедобное-несъедобное».
Взрослый называет разные предметы (например: картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п., ребенок в свою очередь отвечает - «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.
«Угадай»
Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!
«Кто больше»
Совместно с ребенком выберите тему игру (например: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!
«Назови ласково»
Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, например: морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т. д.
«Обзывалки»
Совместно с ребенком выбираете тему игры,например: фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко, А ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)
«Не зевай- слово к слову подбирай!»
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
«Весёлые рифмы»
Свечка-печка;
Трубы-губы;
Ракетка-пипетка;
Слон-поклон;
Сапоги - пироги и т. д.
«Скажи наоборот»
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
«Дополни предложение»
Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало, и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.
Например, исходное слово «солнце».
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.
«Выбери правильное слово»
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.
В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, воспитателям и логопедам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Для того, чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.
Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).
- У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
- Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
- Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
- Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.
- Карандаш в руках катаю,
- Между пальчиков верчу.
- Непременно каждый пальчик,
- Быть послушным научу.
Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами).
Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте
выложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из
пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.
Игры с бусинами, пуговицами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
- Дома я одна скучала,
- Бусы мамины достала.
- Бусы я перебираю,
- Свои пальцы развиваю.
Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено).
Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и
проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не
сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите
его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.
Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Рисование.
Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Игры с шишками, и грецкими орехами.
Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями. Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг
другого.
Игры с лентами, нитками и клубочками.
Сматывание разноцветных ленточек.
Наматывание ниток на клубок.
Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как развивать речь ребёнка в повседневной жизни
Материал в помощь родителям по развитию речи детей ...
Развивая моторику рук - развиваем речь ребёнка
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим: руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилища, объясняли, измеряли, создавали все ...
Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"
Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"....
Если есть проблемы с речью… или Как правильно развивать речь ребёнка
Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста. Составлен по материалам https://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-molchal-a-potom-vdrug-kak-zagovorit/...
Игротренинг с родителями «Играем вместе -развиваем речь ребенка»
Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;-Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Обучение родителей навыкам правильной организации...
Консультация для родителей: «Развивая мелкую моторику – развиваем речь ребёнка ».
Консультация для родителей:...
Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка
Консультация для родителей, о причинах плохой речи у ребенка 2-3 лет....