Буклет "Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста"
картотека (младшая группа)
Данный буклет содержит информацию для родителей о понятии сенсомоторного развития и рекомендации по развитию детей вдомашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensomotornoe_razvitie.docx | 68.74 КБ |
Предварительный просмотр:
На процесс формирования речи у детей можно повлиять с помощью специальных логопедических и психокоррекционных упражнений. Они направлены на развитие психических познавательных процессов, мелкой моторики, которая тесно связана с речью.
Сегодня есть огромное количество готовых игр и пособий, призванных развивать у детей сенсомоторную координацию. Это:
- всевозможные конструкторы для развития конструктивных навыков;
- рамки и вкладыши для формирования представлений о форме и размере;
- пазлы для развития целостности восприятия, мышления и мелкой моторики;
- мозаики для развития цвето- и формовосприятия и мышления;
- шары су- джок для массажа и самомассажа;
- шнуровки для развитие тонких движений пальцев рук;
- развивающие игрушки из мягкого полимера для формирования хорошей моторики пальцев, развития тактильных ощущений и мышления ребёнка;
- игрушки с полипропиленовыми гранулами для тактильной чувствительности;
- игры Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, для развития логического мышления;
- кольцебросы, летающие тарелки, кегли и другие игрушки для спортивных игр помогут ребёнку стать ловким и подвижным
- настольные игры для развития зрительного восприятия, представлений об окружающем, внимания, памяти, мышления и речи;
- музыкальные игрушки для детей помогут сформировать и развить слух.
Однако имеют право на использование и альтернативные игры и пособия, изготовленные своими руками.
Вот их примерный перечень и способы использования:
- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям. И вообще работа с бумагой – обрывание, складывание и разворачивание, скатывание, скручивание, перелистывание.
- Можно сделать «Пальчиковый бассейн» - нарвать вместе с детьми в ящик бумагу и спрятать маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь. Игрушки можно искать в крупах, в горохе, в песке.
- Учите детей заплетать косички из ниток, ленточек, веревок.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Дети будут все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите их правильно держать пинцет.
- Игры с прищепками – на картоне, на краях тарелки- дети снимают и одевают их.
- Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, поочередно каждой рукой.
- «Золушка» - перебирание смесей из круп
- Крутите с ребенком волчки
- Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно
- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги – и «катятся» на лыжах вперед.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
- Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).
- Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
- Выкладываем из спичек или счетных палочек различные изображения
- Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
- Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
- Сделайте из старых детских журналов, открыток картинок разрезные картинки для развития целостности восприятия и пространственного мышления
- Ребенок катает грецкий орех между ладонями
- Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы, геометрические фигуры
- Предложите ребенку отвернуться, а сами издавайте звуки разными предметами- резать, рвать, сминать бумагу, рисовать, стучать молотком, звенеть колокольчиком, играть на музыкальных инструментах, использовать звучащие игрушки, двигать стулья, звукоподражать разным животным.
Наиболее распространенной игрой для развития сенсорного восприятия является игра с волшебным мешочком, который довольно легко можно сделать самостоятельно.
Для этого понадобится небольшой мешочек и тактильный материал. В качестве тактильного материала подойдут различные небольшие предметы, игрушки, разные на ощупь: деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, плоские, геометрические формы и фигуры.
Варианты игр
- «Узнай и назови» - дети на ощупь определяют предмет, лежащий в мешочке
- "Определи на ощупь" - детям предлагается найти предметы, различающиеся по одному признаку (например –выбрать все круглые предметы, или твердые, или самые маленькие)
- "Узнай фигуру" - предлагается на ощупь найти, заданную фигуру
- "Найди пару" - предлагается детям на ощупь найти пары одинаковых предметов – для этого удобно использовать одинаковые игрушки из киндер сюрпризов
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому в игре с ребенком показывайте ему собственную увлеченность.
Играя с детьми необходимо помнить о том, что если у ребенка нет настроения, то лучше отложить занятия до более подходящего момента.
МАДОУ «Детский сад №22 общеразвивающего вида», г.Печора
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста
Составитель:
учитель-логопед Наумова О.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.
Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...
Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Донести до родителей значение и важность театрализованной деятельности для детей....
Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (II младшая группа) на тему: «В гости к медвежонку»
Программное содержание:Формировать умение детей группировать предметы по цвету, размеру и форме.Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольникФормировать умение сочетать ...
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения худо...
Родительское собрание во второй младшей группе «Нейроигры в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Цель: педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр....
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей ...